ВЛАДИМИРСКИЙ ЗОЛОТОВОРОТСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 2

К 1700 г. монастырю принадлежало 100 крестьянских и 37 бобыльских дворов, 90 десятин пашенной земли, сенокос на 1300 пудов сена, годовой окладной доход обители составлял 116 руб. 1 алтын. В 1741 г. монастырь владел 507 крестьянами, доход из окладных и неокладных сумм составлял 126 руб. 99,5 коп., хлебный доход – 207 четвертей и два четверика ржи, овса, ячменя, гороха, гречи, конопли. По ружным книгам за 1675–1699 гг., игумен и братия ежегодно получали «панихидных» денег 10 руб. 18 алтын и 4 деньги. Указом Монастырского приказа 2 января 1702 г. Владимирский Золотоворотский монастырь был упразднён, храмы обращены в приходские, 11 монахов вместе с монастырским имуществом были переведены во владимирский Рождество-Богородицкий монастырь. 5 августа 1728 г. указом Синода Владимирский Золотоворотский монастырь был возрождён, в 1764 г. упразднён окончательно. Согласно абрису на чертеже Владимира 1715 г. и материалам раскопок 1953 г., Спасский собор во второй половине XII – XIII вв. представлял собой 4-столпную почти квадратную в плане одноглавую церковь, завершавшуюся барабаном и куполом с крестом. По пропорциям, декорации фасадов и композиции интерьеров храм напоминал церковь Покрова на Нерли или Рождественский собор в Боголюбском монастыре. Об этом, в частности, свидетельствуют найденные при раскопках фрагменты разноцветных майоликовых плиток, некогда украшавших церковный пол. Особый интерес для исследователей представляет экземпляр массивной, с зелёной поливой плитки, встречающейся также в убранстве пола дворцового храма Боголюбова. По описи 1685 г., в Спасском храме существовал придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, в «офицерской» описи 1763 г. храм значится однопрестольным. Деисус в иконостасе на «белом немецком» железе был написан в 1647/1648 г. на средства владимирского посадского человека Василий Обросимова, который пожертвовал в обитель большое медное паникадило и серебряные потир, дискос, звезду, лжицу, три блюда, кадило. В алтаре хранились печатное Евангелие в серебряном окладе и серебряный крест – вклад в 1653/1654 г. «москвитина посадского» И. Федосеева. В переписной книге Владимира первой четверти XVII в. среди построек Владимирского Золотоворотского монастыря упомянута деревянная трапезная церковь Николая Чудотворца. В 1677/1678 г. на средства «владимирского посадского» Симеона Ивановича Пузова на её месте был построен каменный тёплый Никольский храм с колокольней. Три из четырёх ярусов иконостаса, бо́льшая часть церковной утвари и колокол также являлись «строением» С.И. Пузова. Никольская церковь представляла собой одноапсидный бесстолпный кубический храм с карнизом по фасадам из полуциркульных кокошников, с 4-скатной кровлей и луковичной главой на круглом глухом барабане. В XIX в. окна храма были расширены, древнюю форму сохранило только северное окно, наличник которого украшен с применением сложных профилей лекального кирпича. Фасады колокольни, представляющей собой 4-гранную башню, украшены слепыми арками и поясом глубоких профилированных квадратных ниш-ширинок со вставленными в них зелёными изразцами. Исследователи полагают, что колокольня первоначально имела шатровое покрытие, в настоящее время увенчана шпилем, очевидно, устроенным в XIX в.

 



 
PR-CY.ru