ВАСИЛИЙ ПОЛЯНОМЕРУЛЬСКИЙ - Страница 3

В 1764 г. разделил Поляномерульское братство на две части. Причину этого изложил в своём «Завещании»: поскольку со временем румынские монахи стали превосходить по численности русскую братию, а богослужение в скиту совершалось на церковнославянском языке, румыны просили старца, чтобы богослужение совершалось и на их языке. Считая эту просьбу справедливой, Василий Поляномерульский предложил румынским инокам остаться в скиту, старец с учениками-славянами должен был перейти в другое место. Однако румынские иноки решили уйти сами, признавая за Василием Поляномерульским право остаться в основанной им обители. Старец разделил имущество скита на две части и снабдил ушедших учеников книгами и церковной утварью, а также заверенной господарской грамотой. В 1766 г., предчувствуя близкую кончину, Василий Поляномерульский написал письмо своему странствовавшему ученику иеросхимонаху Алексию (другу Паисия), прося его вернуться в обитель. Он был погребён в Поляномерульском скиту. Настоятелем скита перед смертью назначил иеросхимонаха Феодосия, который, будучи в преклонных летах, не смог долго управлять братством, поэтому в скором времени по совету Паисия братия избрала настоятелем иеросхимонаха Алексия. Василий Поляномерульский был канонизирован решением Священного Синода Румынской церкви 5 октября 2003 г. В месяцеслов РПЦ его имя было внесено определением Священного Синода РПЦ от 21 августа 2007 г. Литературное наследие преподобного представлено большим количеством славянских и румынских списков (более 70); в Поляномерульском скиту активно действовал скрипторий, благодаря чему в XVIII–XIX вв. сочинения старца получили распространение во многих монастырях Румынии и России. Исследователям известен автограф Василия Поляномерульского – патристический сборник, в который включено «Предисловие» старца к творениям Григория Синаита. Другие автографы Василия Поляномерульского утрачены, поскольку в 1771 г. пожар уничтожил архив и часть библиотеки Поляномерульского скита. Самый древний славянский список предисловий Василия Поляномерульского к творениям Филофея Синайского и Нила Сорского содержится в сборнике 1776 г., переписанном монахом Дорофеем (Библиотека Академии наук Румынии). Самый ранний румынский список этих сочинений (вместе с «Пристяжением») датируется 1766 г. (хранится в скиту продром на Афоне). Другой румынский список трудов Василия Поляномерульского был сделан в 1769 г. монахом Рафаилом в братстве Паисия (Величковского) в Драгомирне (Библиотека Академии наук Румынии). Наиболее полной публикацией трудов Василия Поляномерульского является издание Оптиной пустыни 1847 г. (во второй части Жития Паисия (Величковского) помещены писания старца: предисловия к творениям Григория Синаита, игумена Филофея Синайского и игумена Исихия Иерусалимского, а также «Надсловие» и «Пристяжение» на книгу Нила Сорского). Поучения Василия Поляномерульского оказали значительное влияние на русское и румынское монашество. Святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан (Говоров) признавали Василия Поляномерульского наряду с Паисием, писателем, авторитетным в вопросах аскетического делания, тонким изъяснителем умной молитвы. Они рекомендовали чтение трудов старца всем желающим «успешно заняться Иисусовою молитвою».



 
PR-CY.ru