ВИЛЬГЕЛЬМ из ШАМПО - Страница 6

Согласно Вильгельму из Шампо, в конце веков Сын Божий, второе Лицо Святой Троицы, по разумному решению (rationabili auctoritate) и справедливой необходимости принял человеческое тело, чем искупил людей от всякого беззакония. При этом не произошло никакого умаления Божественной природы Сына Божия, Он остался Богом, Которым был, и воспринял в единство с Собою человека, которым не был. При соединении Лица Бога и человека (conveniente persona Dei et hominis) Христос един, как истинный Бог и истинный Человек, не по смешению сущности, а по единству Лица (non confusione substantiae sed unitate personae). Особое внимание Вильгельм из Шампо уделяет человеческой природе Христа. Хотя Христос воспринял истинную человеческую природу во всей её полноте, как тело, так и душу, он был безгрешен, не был причастен первородному греху, что Вильгельм из Шампо доказывает, опираясь на Августина Блаженного: поскольку Христос был зачат непорочной Девой без мужского семени при содействии Святого Духа, в Его зачатии отсутствовало какое-либо страстное вожделение. Не только зачатие, но и рождение Христа совершилось способом, выходящим за пределы природы, ибо Его Мать и до рождения Христа, и в рождении, и после рождения осталась Девой. То обстоятельство, согласно Вильгельму из Шампо, что Христос не был подвержен болезни первородного греха, дало Ему возможность исцелять человеческие немощи и болезни. Своим воплощением Христос сочетал человека с Богом, однако полное спасение и освобождение человека от греха, смерти и власти дьявола Вильгельм из Шампо в отличие от его современника Кентерберийского архиепископа Ансельма видит в распространённой как на Западе, так и на Востоке теории «благочестивого обмана». Поскольку дьявол хитроумно приобрёл власть над человеком, и человек предал себя дьяволу добровольно, то дьявола следовало лишить власти также ненасильственным способом (violenter), но на разумном основании (rationabiliter) и справедливо (juste). Поэтому Бог, будучи всецело премудрым и справедливым, воспользовался премудрым и справедливым способом для освобождения человека: Создатель человека Сам стал человеком, не имеющим греха, чтобы той же самой природой и тем же самым способом, какими дьявол победил человека, одолеть его самого. «Божественная хитрость» состояла в том, что таинство Боговоплощения было сокрыто от дьявола, поскольку во Христе Божество было сокрыто немощной плотью. Дьявол не мог поверить, что Бог снизошёл до такого унижения, но, видя во Христе признаки Божественной силы, пребывал в сомнении. Решившись убить Христа, он не нашёл в Нём ничего, что принадлежало бы ему, изобретателю смерти, поэтому Христос и не мог быть удержан смертью, но Своей смертью разрушил и упразднил смерть. Христос, как непорочный Агнец, свободный не только от первородного, но и от всякого личного греха, взял на Себя грехи мира и, став Жертвой за людей, Самого Себя принёс Богу Отцу «в приятное благоухание». Когда дьявол несправедливо (injuste) умертвил Христа, своего Бога и Господа, он по справедливости (juste) должен был потерять свою власть над человеком, которым обладал по попущению Божию.

 



 
PR-CY.ru