ВИЛЬГЕЛЬМ из ШАМПО - Страница 5

Бог, согласно Вильгельму из Шампо, извлёк огромную пользу из вины Адама; если бы Адам не согрешил, Бог не стал бы человеком, благодаря чему человек не только спасён и возвращён туда, откуда он пал, но и через восприятие Христом человеческой природы соединился с Богом и превознесён выше чинов ангельских. Однако, по мнению исследователей, этот вывод, во-первых, противоречит разделяемой Вильгельмом из Шампо концепции творения человека для восполнения недостающего числа ангелов. Во-вторых, нет необходимости полагать, что единственным путём соединения человека с Богом (обожения) было Боговоплощение: при творении Бог дал человеку все необходимые способности для обожения на пути добродетели и исполнения Божией воли. Главными последствиями первородного греха (originale peccatum; originalis culpa) стали: смертность («необходимость смерти», «смерть души», «актуализация смертного приговора»), плотское наслаждение («жар плотского влечения», «разжжение воли»), потеря свободы и рабство дьяволу. Вильгельм из Шампо полностью разделяет позднеавгустиновский взгляд на состояние человеческой воли после грехопадения: выбор Адама перестал быть свободным, ибо он почувствовал, что в его членах закон греха сопротивляется закону его ума, чего до греха он не испытывал. Адам отступил от Бога и предал себя в рабство дьяволу не по принуждению, но сознательно и добровольно, так что дьявол удержал его у себя по праву (jure), как своего пленника и раба. Вслед за Августином Блаженным Вильгельм из Шампо связывает распространение первородного греха от Адама на всё человечество с «порочным и грязным наслаждением», сопровождающим человеческое зачатие и рождение: после грехопадения человек против своего желания почувствовал вожделение плоти, которого ещё не ведал, ибо греховное наслаждение охватило его пленённый ум и распространило заразу греха на все его будущее потомство. Подвергшись порче из-за непослушания, первый человек подпал наказанию, так что стал рождать в вожделении. Поэтому всякий человек, родившийся от плотского вожделения, наследует первородный грех и испорченную природу. Вильгельм из Шампо обращается также к учению апостола Павла об Адаме как всечеловеке: поскольку все люди изначально заключались в Адаме и ещё не отделились от него, то, когда он согрешил, все согрешили с ним нераздельно, и то, что он заслужил, равно заслужили все (ср. Рим. 4:12). III. Происхождение души. В вопросе о том, заключались ли все люди в Адаме целиком, т.е. телом и душой, или только телом, Вильгельм из Шампо придерживается строгого креационизма: души всех людей происходят не от родителей, как тела, но непосредственно творятся Богом заново, как душа Адама, и вселяются в тела. Он допускает, что соединение души и тела происходит в момент зачатия, хотя приводит и другие мнения, что оно совершается на шестьдесят шестой день или в шестой месяц после зачатия. По мнению Вильгельма из Шампо, в таком способе происхождения душ заключается непреложный «Совет Божий об одушевлении людей», который не изменился и в результате грехопадения. Однако когда души, сотворённые Богом чистыми и непорочными, входят в «испорченный сосуд», т.е. в уже искажённое первородным грехом, нечистое тело, они тут же подвергаются порче, наследуют первородный грех.

 



 
PR-CY.ru