ВИЛЬГЕЛЬМ из ШАМПО - Страница 2

В трактате, обнаруживающем сильное влияние идей Августина Блаженного, речь идёт, главным образом, о прообразовательном значении ветхозаветного законодательства и его исполнении в искупительной Жертве Христа, о значении Нового Завета, о христианских таинствах, о том, что Иисус Христос есть Сын Божий и истинный Мессия, о единобожии и вере в Святую Троицу, об ангелах и падении дьявола, о происхождении и сущности зла, о творении человека и его грехопадении, о наследовании первородного греха, об искуплении и Искупителе. У исследователей существуют сомнения в принадлежности этого трактата Вильгельму из Шампо, некоторые исследователи не упоминают о нём или не включают в состав его сочинений. Вильгельму из Шампо приписываются также фрагменты: «Moralia Abbreviata» («Сокращённый вариант Моралий» [на “Иова” Григория Великого]), «De natura et origine rerum placita» («Мнения о природе и происхождении вещей»), «De essentia Dei» («О сущности Божьей»). Реконструируемое по дошедшим фрагментам сочинений философское учение Вильгельма из Шампо ограничивается аристотелевско-порфириевской проблематикой общих понятий, рассмотренной с точки зрения августинизма; его богословие также находится в традиции средневекового августинизма. По определению Вильгельма из Шампо, всемогущий Бог, высшее Благо, существующий в Троице Лиц и единстве Божества (in Trinitate personarum et unitate Deitatis), не имеет ни начала, ни конца и вечно пребывает Сам в Себе. Единство Лиц Святой Троицы обусловлено единством Их сущности (essentia). Сын Божий – единый Бог вместе с Отцом и Святым Духом; само имя Сына предполагает Отца, поскольку Отец и Сын – два соотносительных понятия (duo relativa sunt), и не может быть ни Отца без Сына, ни Сына без Отца. Святой Дух – Третий среди этих Двух в Троице, но един с Ними по Божеству (in deitate unus). Об особенностях учения Вильгельма из Шампо о природе общих понятий (универсалий) исследователям известно, главным образом, из скудных сведений, сообщаемых Абеляром. Из-за недостатка материала им точно определить позицию Вильгельма из Шампо и проследить эволюцию его взглядов на природу универсалий не представляется возможным. Общепризнано, что он придерживался крайнего реализма, который он противопоставлял номинализму Росцелина и концептуализму Абеляра. Согласно Вильгельму из Шампо, всякое общее всецело (tota) и существенно (essentialiter) содержится в каждом из индивидов, в которых оно сказывается, вследствие чего между индивидами одного и того же рода нет никакого различия по сущности (nulla esset in essentia diversitas), их различие обусловлено лишь множеством случайных свойств (акциденций; sola multitudine accidentium varietas). Вильгельм из Шампо настаивает на объективной реальности универсалий, называя их «вещами» (res), и признаёт, что всякое понятие существует в себе объективно и субъективно, как универсальное бытие. Видовые отличия, которыми дифференцируется род, относятся к последнему как акциденции, но образуют вид по его субстанции. Это давало право Абеляру утверждать, что Вильгельм из Шампо принимал за виды видовые отличия.

 



 
PR-CY.ru