ВИЛЬГЕЛЬМ из СЕН-ТЬЕРРИ - Страница 2

Вильгельм из Сен-Тьери написал ряд полемических произведений против современных богословов-диалектиков: «Disputatio adversus Petrum Abaelardum» («Рассуждение против Петра Абеляра»), «Disputatio catholicorum Patrum adversus dogmata Petri Abaelardi» («Рассуждение католических отцов против учения Петра Абеляра»), «De errorobus Guillelmi de Conchis ad Sanctum Bernadum» («[Послание] о заблуждениях Вильгельма из Конша к святому Бернарду», 1140 г). Как и Бернард Клервоский, Вильгельм из Сен-Тьери отвергал рационализм Абеляра, богословов шартрской школы; полагал их рационализм непосредственной причиной еретического истолкования Святой Троицы, понимания живого Бога в качестве отвлечённого принципа у Вильгельма из Конша. Вильгельм из Сен-Тьери стремился к мистическому обоснованию личного опыта духовной жизни, опираясь на авторитет святых отцов, прежде всего, Августина Блаженного и Григория Нисского. В его сочинениях ощутимо влияние идей Оригена и Иоанна Скота Эриугены. Учение Вильгельма из Сен-Тьери о взаимной любви Бога и человека, изложенное в «Золотом послании» и других работах, отличается от рассуждений на ту же тему Бернарда Клервоского большей приверженностью к аналогии между способностями человеческой души и Лицами Святой Троицы, заимствованной у святых отцов, прежде всего, у Августина Блаженного, а также августиновской трактовке памяти. Хотя любовь к Творцу дарована Богом душе каждого человека, грехи изменяют её должную направленность, восстановление которой через приближение к непостижимой тайне Святой Троицы является целью монашеской жизни. Для этого душа должна познать себя как сотворённую по образу (imago) Божию, т.е. как имеющую в себе неуничтожимый Божественный отпечаток, благодаря которому человек всегда помнит о Боге. Эта «тайная память» порождает разум, от них двоих исходит воля, поэтому разум и воля не могут иметь никакого иного объекта, помимо Бога. При этом память есть образ Отца, разум – Сына, воля – Святого Духа.

 



 
PR-CY.ru