ВИЛЬГЕЛЬМ ИЗ КОНША - Страница 2

Подобно другим представителям шартрской школы Вильгельм из Конша исходил из того, что античная, преимущественно платоновская, философия как учение о явленном и не явленном сущем при правильном её истолковании не вступает в противоречие с христианской верой. Согласно Вильгельму из Конша, вера в Божественное всемогущество не подразумевает, что Бог совершает какие-либо действия, не понятные разуму: Он мог бы их совершить, но Он этого не делает. Следовательно, с одной стороны, методы богословия (как и математическое, физическое познание) согласуются с философскими принципами, а с другой – натурфилософские исследования (космология, естественная история, антропология) обретают истинное значение в свете богословского их осмысления. Отождествляя платоновские идеи с содержащимися в Божественном разуме (Логосе) вечными архетипами, Вильгельм из Конша утверждает, что при посредстве Мировой души (понятие, заимствованное из платоновского “Тимея”) эти первообразы всех родов, видов и индивидов отпечатлеваются в тварном временном мире в качестве имманентных вещам врождённых форм (formae nativae), образующих умопостигаемую структуру универсума, который обладает, таким образом, автономией и рационально (и даже математически) познаваемой внутренней необходимостью. Мировую душу Вильгельм из Конша, как и его современник Пьер Абеляр, отождествляет с обладающим космогонической функцией Святым Духом, основываясь на библейском тексте: «...Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2). Мировая душа, будучи источником жизни для всех живых существ и основанием мировой гармонии, одухотворяет космос в целом, выступающий по отношению к ней как тело. Таким образом, сотворённый универсум представляет собой одушевлённое существо, несущее на себе образ Творца, Его могущество (Отец), мудрость (Сын), благость (Святой Дух). После критики Вильгельмом из Сен-Тьерри отождествления Миpoвой души со Святым Духом Вильгельм из Конша в «Драгматике философии» отчасти признал свою неправоту, а во втором варианте комментариев к «Тимею» отказался от концепции Мировой души и её отождествления со Святым Духом, заявив, что желает оставаться христианином, а не быть членом Академии. Стремление объяснить природные явления, исходя из естественных законов, использование при решении естественнонаучных вопросов аргументации семи «свободных искусств», согласно Вильгельму из Конша, не умаляют, но подчёркивают созидающую мощь Премудрости Божьей, служащей залогом разумного постижения мироздания. При этом Вильгельм из Конша подчёркивает, что знание «свободных искусств» не должно быть самоцелью, настаивает на безусловном различении «мудрости», или «истинного знания о реальном», элементом которого является богословие, и «красноречия», способности выражать познания. Во избежание иррациональных выводов из текста Священного Писания, в частности, из рассказа о сотворении мира, комментируемого Вильгельмом из Конша с привлечением платоновского «Тимея», он считает допустимым прибегать к аллегорическому толкованию, опираясь на метод так называемых облачений (involucra, integumenta), согласно которому как природа прячет свою суть в одежды чувственного мира, так и истинный смысл таится в символах и образах.

 



 
PR-CY.ru