Словарь по христианству В ВЕНИАМИН

ВЕНИАМИН

ВЕНИАМИН (конец XIII – XV в.?) – преподобный, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (память 13 октября, 28 августа – в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю вторую Великого поста – в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских). В кратком жизнеописании Вениамина, основанном на надписи, которая была переписана в XVII в. с его надгробной доски (см. Арсений Трудолюбивый), сказано, что в миру Вениамин был купцом, потом раздал своё имение нищим и стал иноком Печерского монастыря, угождая Богу постом, молитвой, нищетой и послушанием. Вениамин упоминается в числе святых Дальних пещер в «Тератургиме» монаха Афанасия (Кальнофойского; Киев, 1638 г.), где сказано: «Преподобный отец Вениамин, почивает в осмоленой колоде». Местная канонизация Вениамина совершилась при архимандрите Варлааме (Ясинском; 1684–1690 гг.), который установил празднование Собору преподобных отцов Дальних пещер. Тогда же, как полагают исследователи, была составлена служба Собору, в которой Вениамин воспевается в четвёртом тропаре седьмой песни канона, и отдельный тропарь и кондак. Общецерковное почитание фактически установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в том числе Вениамина) в общецерковные московские месяцесловы. В 1843 г. отдельным указом было установлено общецерковное празднование памяти всех преподобных отцов Киево-Печерских, во второй половине XIX в. учреждены празднования отдельных памятей преподобных отцов Дальних пещер. На иконе XIX в., находящейся у раки Вениамина в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры, святой изображён средовеком в молении. Облачён в монашеские одежды, на голове куколь, в руках, сложенных на груди, чётки; щёки впалые, усы, борода короткая, двоящаяся. В композиции «Собор Киево-Печерских святых» Вениамин представлен (в седьмом ряду вторым слева) на иконе первой половины XIX в. предположительно мастерской Киево-Печерской лавры (Музей Андрея Рублёва); в той же композиции, в правой группе иноков, за Феодосием Киево-Печерским (во втором ряду вторым слева), – на литографии мастерской А. Абрамова (1883 г., Русский музей).

 
PR-CY.ru