Словарь по христианству В ВАСИЛЕВС

ВАСИЛЕВС

ВАСИЛЕВС – титул монархов, византийских императоров и правителей. Слово неясного происхождения, встречается уже в микенскую эпоху как обозначение регионального правителя, облечённого военной, судебной и жреческой властью. В классической Греции термин «василевс» приобретает широкое значение – от «архонта-басилея» в Афинах с узкокультовыми функциями до титула «великий басилевс», применявшегося к персидским монархам из династии Ахеменидов. В греческих текстах (в том числе в Ветхом Завете) василевсами именовались правители стран Древнего Востока, в том числе древнееврейских государств (русском соответствие – царь; лат. – rex). Во II–VI вв. слово «василевс» использовалось греческими писателями для обозначения римских императоров (наряду с официальными терминами). В дипломатической переписке титул «василевс» применялся только к персидскому шаханшаху. Появление в Европе варварских королевств, правители которых именовались латинским словом «rex», привело к оформлению статусного различия между ними и императором Византии. После победы над державой Сасанидов (628 г.) император Ираклий (610–641 гг.) ввёл термин «василевс» в официальную императорскую титулатуру (эдикт 629 г.). В дальнейшем появляются развёрнутые титулы: «от Бога василевса ромеев (римлян)»: печати Константа II (641–668 гг.), подпись Константина IV (668–685 гг.) под актами шестого Вселенского Собора в Константинополе, 680 г.); «верный василевс» (на серебряных монетах при Льве III (717–741 гг.), на золотых при Константине VI (780–797 гг.), «во Христе верный василевс ромеев» (с IX в.). На монетах титул «василевс» появляется позже, в правление императора Михаила I (811–813 гг.); как полагают исследователи, это было реакцией на императорскую коронацию Карла Великого (800 г.; в 812 г. признан в Византии как «василевс франков»). С IX в. титул «василевс ромеев» становится основным во всех официальных императорских документах вплоть до 1453 г. Согласно общехристианским представлениям, Римская империя являлась последней мировой державой перед Вторым Пришествием, что обосновывалось библейскими эсхатологическими пророчествами (Дан. 2:31–42; Откр. 6:1–8). Толкованиями на эти тексты Священного Писания утверждалась уникальность Римской империи и её правителя – «василевса ромеев». Претензии на высший статус в иерархии государей, выражением которого в греческом языке служил титул василевса, высказывали правители и других стран. Это почти всегда означало конфликт с империей. Титул «василевс ромеев и болгар» принял Симеон Болгарский; затем его сын Пётр был официально признан в Константинополе как «василевс болгар». Латинские императоры в Константинополе (1204–1261 гг.) и греческие Великие Комнины в Трапезунде официально титуловались «василевсами». В XIV в. сербские короли также приняли титул «василевс ромеев и сербов».

 
PR-CY.ru