ВСЕЕДИНСТВО - Страница 10

Разработав отвлечённо-логическую концепцию Абсолюта, Н.О. Лосский, по мнению исследователей, без достаточного обоснования соединял её с учением церкви о Святой Троице и рассматривал конкретно-идеальное единство субстанций и Абсолюта как Царство Божье. В поздней работе «Бог и мировое зло» Н.О. Лосский дополнил эту концепцию учением о «соборном творчестве». С.Л. Франк в книге «Предмет знания» рассматривал всеединство в его отношении: 1) к знанию «отвлечённому» (или к логической форме знания) и определял всеединство как металогическое единство, как «единство, вмещающее в себе систему определённостей, но не тождественное ей, а возвышающееся над ней и в себе самом её порождающее»; 2) к знанию «живому» (как предметно-содержательному, бытийному), в котором общая формула определения всеединого через металогическое единство получает конкретный онтологический смысл; здесь С.Л. Франк, различая «идеальное или вневременное бытие» и «бытие реальное или конкретно-временное», вводил понятие «абсолютного всеединства», которое определялось им как «живая вечность или вечная жизнь, – вечность, как единство покоя и творчества, завершённости и неисчерпаемости». В книге «Непостижимое» С.Л. Франк уточняет логико-философский смысл «всеединого», связывая его с истолкованием бытия. Выделяя предметное бытие, внешнюю действительность и человеческое бытие («самобытие»), единство которого обусловлено сознанием, С.Л. Франк писал о «расколотости» всеединства. Это противоречивое «дву-единство» предметного мира и человеческого бытия, по мнению С.Л. Франка, снимается в общем их корне, в «подлинном всеединстве», первооснове бытия, в Боге, Который в философском знании раскрывается как «абсолютно-непостижимое», а в вере – как «конкретно-положительное Откровение». Борис Петрович Вышеславцев, опираясь на учение Георга Кантора, в книге «Этика преображённого эроса» понимал всеединое как актуально-бесконечное, проводил различия между конечными и бесконечными вещами как метафизическими символами совершенного и несовершенного и рассматривал вселенную в качестве актуальной бесконечности – всеединого. Алексей Фёдорович Лосев в книге «Античный космос и современная наука» дал глубокий анализ платонизма, делая предметом специального рассмотрения категории «одно», «единое» и др. Историко-философские аспекты учений о всеединстве разрабатывали в своих трудах В.С. Соловьёв, С.Н. Трубецкой, Н.О. Лосский, Иван Александрович Ильин, Б.П. Вышеславцев, Н.О. Лосев и др. Специального внимания заслуживает работа С.Н. Булгакова «Трагедия философии», в которой дано изложение и критика учений о всеединстве Парменида, Б. Спинозы, Г.В. Лейбница, Ф.В.Й. фон Шеллинга.



 
PR-CY.ru