ВСЕЕДИНСТВО - Страница 6

После Ф. Ницше тема всеединства на время исчезает из поля зрения современной философии; на её важность указывал Эдмунд Гуссерль в последней книге «Кризис европейских наук...». Он писал, что «мир есть не просто некая совокупность всего (Allheit), но – всеединство (Alleinheit), некое (пусть и бесконечное) целое». К характерным особенностям философии всеединства в России исследователи относят то, что она была тесно связана с христианскими воззрениями о всеединстве и мыслила себя в качестве христианской философии; что в её основание была положена идея богочеловечества в специфическом философском понимании единства Бога и человечества; что в ней нашли отражение практически все учения о всеединстве, развитые в истории европейской философии (учения об Абсолюте, мировой душе, Софии Премудрости Божией и др.); что в некоторых версиях она претендовала не только на решение ряда богословских проблем, но и рассматривала себя в качестве целостной богословско-философской системы, притязающей на церковное признание (последним обстоятельством был обусловлен вопрос о соответствии построений философии всеединства богооткровенным истинам христианства). Идея единства Бога и человека, всеединства стала центральной для Владимира Сергеевича Соловьёва и определила его философский путь. В рамках этой концепции, которая претерпевала существенные изменения, а в какой-то период даже включала план соединения христианских церквей, были продуманы теоретические предпосылки богочеловечества, обусловленные как религиозно-онтологическим отношением человека к Богу, так и чаяниями человека, его надеждой на спасение и преодоление смерти как бессмысленного итога жизни отдельного человека и человечества в целом. Тема всеединства была поставлена В.С. Соловьёвым в связи с учением об Абсолюте, которое, в свою очередь, предполагало установление чётких границ между понятиями сущего и бытия. В «Критике отвлечённых начал» В.С. Соловьёв писал, что «истина есть сущее всеединое», и развивал учение о предполагающих друг друга абсолютах: Абсолютно-сущем, Боге, и абсолютно становящемся, человеке («мировой душе в человечестве»). Понимая Абсолют как сущее, Всеединое Сущее, и соединяя это учение с учением церкви о триединстве Ипостасей в Боге, В.С. Соловьёв определял всеединство через «благо», «истину» и «красоту». Он писал: «Если в нравственной области (для воли) всеединство есть абсолютное благо, если в области познавательной (для ума) оно есть абсолютная истина, то осуществление всеединства во внешней действительности, его реализация или воплощение в области чувствуемого материального мира есть абсолютная красота». Разработанная им концепция всеединства оказала влияние на весь последующий ход развития русской философии XX в.; учения В.С. Соловьёва об Абсолюте, о богочеловечестве, о Софии Премудрости Божьей и др. в разных интерпретациях встречаются во многих концепциях русской философии, одно из главных направлений которой получило название «философия всеединства». Идея всеединства нашла отражение в «Философии общего дела» Николая Фёдоровича Фёдорова, который понимание триединства Бога обусловливал всеединством и писал, что «мы поймём Его лишь тогда, когда сами (всё человечество) сделаемся многоединым, или точнее сказать, всеединым существом...»

 



 
PR-CY.ru