ВСЕЕДИНСТВО - Страница 5

Сознательно дистанцируясь от школьной философии и её языка, Иоганн Вольфганг Гёте пришёл к философии «Вечно-Единого», отождествляемого с Богом, природой, жизнью во всех её проявлениях; противопоставил своё целостное органическое, мифо-поэтическое и символическое понимание природы аналитическим методам научного исследования. В философии Фридриха Вильгельма Йозефа фон Шеллинга и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля учение об Абсолюте как непременном условии всеединства разрабатывалось с точки зрения принципа тождества бытия и мышления, полагаемого в Абсолюте. Ф.В.Й. фон Шеллинг свою концепцию всеединства строил на основе тождества субъекта и объекта, идеального и реального в самосознании («Система трансцендентального идеализма»), сознания и бытия, бытия и деятельности в Абсолюте («Бруно, или О божественном и природном начале вещей»), Бога и основы Его существования («Философские исследования о сущности человеческой свободы»), «могущего быть», бытия и сущего («Философия Откровения»). Основой философии Г.В.Ф. Гегеля является учение о существующей до времени и вне пространства в качестве Божественного мышления (Абсолюта, Разума) абсолютной идее, «отчуждающей» себя в природу, и затем в духе (через историю человечества) возвращающейся к себе, к Богу, и в этом единстве Бога и человечества, в богочеловечестве, завершающей историческое бытие. Учение о богочеловечестве, составляющее внутренний смысл и конечную цель абсолютной идеи в её диалектическом развитии, у Г.В.Ф. Гегеля стало конкретным выражением принципа всеединства вещей в Боге. Понимая это всеединство как полноту в Абсолюте, в Боге, Г.В.Ф. Гегель для объяснения творения и мировой истории прибегал к конструированию диалектических категорий – идей, замыслов Божьих, пребывающих в Божественном уме, по которым во времени и в пространстве создавался мир, и развивалась мировая история. С одной стороны, Абсолют, Божественное мышление понимались Г.В.Ф. Гегелем как всеединство («Мышление продуцирует единство и таким образом оно продуцирует само себя, ибо оно есть единое»). С другой, предполагалось раздвоение Абсолюта на мышление и бытие, за которыми следовал с логической необходимостью весь последующий ряд диалектических категорий, выводимых друг из друга на основе «единства» и «различия». Это противоречие в толковании Абсолюта как единого и становящегося нашло своё продолжение в учении о духе, который становился тем, «что он есть», только во времени. Понимая всеединство в качестве причины и цели процесса развития и постижения его в абсолютном знании, Г.В.Ф. Гегель выступал против поверхностного объяснения философии как пантеизма (учения о всеединстве): он писал, что «философия… всегда имеет дело с единством, хотя и не с абстрактным единством, не с простым тождеством и пустым абсолютом, но с конкретным единством…» В европейской философии второй половины XIX в. критика абсолютного идеализма и логического рационализма оказалась направленной и против учений о всеединстве. Один из последовательных противников и разрушителей традиций классической философии, Фридрих Ницше, связывал метафизику единства с верой в авторитет человеческого разума, видел в ней философское выражение религиозной веры в Бога, в Его безусловную и абсолютную санкцию.

 



 
PR-CY.ru