ВСЕЕДИНСТВО - Страница 4

В своей критической философии И. Кант строил целостное философское учение, одной из основных задач которого было исследование условий возможности познания. Разработанные им положения об опытном характере теоретического знания, о формальных и материальных принципах опыта и др. стали для него определяющими в исследовании мира феноменального («вещей для нас») и умопостигаемого (вещей в себе). Считая, что «вещи сообразуются с нашим познанием», И. Кант полагал безусловной и необходимой предпосылкой исследования пространственно-временного мира абсолютную целокупность условий опыта и связывал возможность познания природы («вещей для нас») с трансцендентальным единством самосознания. В отношении же к «вещам в себе» (к душе, миру в целом и к Богу) использование принципа «абсолютно безусловного», которое могло бы завершить построение абсолютного знания как системы всеединства, по мнению И. Канта, невозможно, поскольку связано с применением категорий рассудка за пределами их компетенции, т.е. вне опыта. Утверждая невозможность построения в качестве науки рациональной психологии, рациональной космологии и рациональной теологии, И. Кант вместе с тем обосновывал необходимость перехода от разума теоретического к практическому, посредством которого «вещи в себе» (Бог, душа, бессмертие человека), понимаемые в качестве «идей», с одной стороны, выводились из нравственности и религиозной веры, с другой – сами рассматривались в качестве необходимых и абсолютных условий существования морали, нравственного миропорядка, веры в Бога, воздания и блаженства. Понимая единство теоретического и практического разума (физикотелеологии и этикотелеологии) как условие всеединства, И. Кант в «Критике чистого разума» писал: «…Систематическое единство целей в этом мире мыслящих существ... неизбежно ведёт также к целесообразному единству всех вещей, образующих это великое целое согласно общим законам природы, подобно тому, как систематическое единство целей образуется согласно общим и необходимым нравственным законам и приводит в связь практический разум со спекулятивным». Кантовская трансцендентальная концепция всеединства, опирающаяся на субъективный принцип и объединившая учения об абсолютном, о полноте и целостности, о познании и телеологии, о знании и вере, представляет собой принципиально новое понимание всеединства и поворотный пункт в истории европейской философии. В философии Иоганна Готлиба Фихте нашли продолжение идеи И. Канта, касающиеся условий возможности целостного (абсолютного) знания. Исходная точка нескольких «наукоучений» И.Г. Фихте – понимание Абсолюта как единства бытия (абсолютного субъекта, «Я») и полагания (объекта «не-Я»). «Поздний» И.Г. Фихте в книге «Наставление к блаженной жизни…» писал, что причиной человеческих бедствий является «рассеянность во множественном», и что «единственное и абсолютное условие блаженной жизни – уловление единого и вечного сердечной любовью и радостью». И хотя И.Г. Фихте считал, что человеку невозможно стать Единым, и связывал любовь с познанием Бога как её необходимой предпосылкой, само познание он понимал как «собирание души».

 



 
PR-CY.ru