ВСЕЕДИНСТВО - Страница 3

К особенностям философии Николая Кузанского, испытавшего влияние со стороны восточного богословия и в особенности учения «Ареопагитик», исследователи относят как апофатический метод построения – «учёное незнание», так и систему всеединства, предполагающую последовательность: триединство Ипостасей в Святой Троице, единство «умного Слова или замысла», неслиянное единение во Христе «нетленной истины человечности с Божественной личностью как своей ипостасной основой», единение в церкви (как «собрание многих в едином»), единство природы (или «свёрнутое единство»). Всеединство, по Николаю Кузанскому, означает, с одной стороны, что «Бог во всём, так, что всё – в Нём», с другой – поскольку «Бог во всём как бы через посредничество Вселенной, то, очевидно, всё – во всём и каждое в каждом». Возрожденческий неоплатонизм стремился к отождествлению Бога, бытия и Единого: Джованни Пико делла Мирандола разрабатывал вариант неоплатонического пантеизма в своих многочисленных сочинениях, в частности, в работе «De Ente et Uno» («О Бытии и Едином»): Джордано Бруно утверждал, что «natura est deus in rebus» («природа есть Бог в вещах»); в диалоге «О причине, начале и Едином» он объяснял вселенную из мировой души, формы и материи, двух субстанций, сводимых к Единому, которое есть «абсолютная возможность и действительность» и находится «во всём». В философии Нового времени проблематику «единого» и «всеединства» в Боге развивал Бенедикт Спиноза в учении о существовании одной субстанции, которую он именовал «Богом или природой». Понимая субстанцию в качестве причины конечных вещей («субстанция первее своих состояний») и различая Бога, или природу порождающую (natura naturans), от природы порождённой (natura naturata) – творения, Б. Спиноза писал: «Всё, что только существует, существует в Боге, и без Бога ничто не может ни существовать, ни быть представляемо». Философия Готфрида Вильгельма Лейбница строилась как сложная система «единств», соотнесённых друг с другом по вертикали и горизонтали: триипостасный Бог; Воплощение Слова Божия «как единение Слова Божия с человеческой природой»; единство универсума (или мира), сотворённого Богом, и проистекающее из единства «замысла Божия»; монады (единицы), простые духовные субстанции, сотворённые Богом, обладающие способностью восприятия. Развиваемое Г.В. Лейбницем учение о «предустановленной гармонии» как всеединство в своей основе предполагает иерархическую структуру универсума, мир людей и вещей, состоящий из монад, связанных между собой посредством только Бога. В немецкой классической философии тема всеединства становится одной из важнейших. Иммануил Кант в работе «О форме и началах мира чувственного и умопостигаемого» рассматривал universitas («всеединство» в переводе Н.О. Лосского) как «соединение абсолютно всех сопринадлежных частей» и, увязывая понимание всеединства с проблемой «абсолютной целости (totalitas)», отмечал сложность задачи, которая «при тщательном обсуждении составляет тяжёлый крест для философа». Трудность этой задачи заключалась в том, что в отличие от своих многочисленных предшественников И. Кант считал невозможным «объективное», т.е. не зависимое от субъекта, понимание всеединства и пытался обосновать его субъективно, на основе принципа трансцендентального субъекта.

 



 
PR-CY.ru