ВСЕЕДИНСТВО - Страница 2

Эта особенность выводить «всё» из единства «первых начал» в большей или меньшей мере была свойственна и другим философским концепциям: таковы у Эмпедокла «любовь» и «вражда», у Анаксагора «гомеомерии» с принципом «всё во всём», у Демокрита «атомы». По мере становления древнегреческой философской терминологии принцип всеединства получает более отчётливый смысл. В диалектике Платона онто-тео-логическая связь между «единым» и «иным», разработанная с редкой глубиной и обстоятельностью, находит своё выражение в учении о «едином», трансцендентном благом боге, понимаемом в качестве творца и устроителя всего мира. Усматривая в этом абсолютном «едином» основу всеединства, Платон вместе с тем проводил принципиальные различия между вещами (причастными к бытию и небытию), бытием («идеями») и «единым», которое превыше бытия и небытия. Другая особенность философии Платона, оказавшая сильное влияние на последующие концепции всеединства, – его учение о мировой душе как посредствующем звене, обусловливающем связь и единство между богом и миром. Аристотель в «Метафизике» задавал вопрос: «…Как возможно познание, если не будет единого (одинаково) относящегося ко всему?» – и рассматривал апории, возникающие в связи с учением о едином. Не признавая существования единого вне сущего (вне вещей), Аристотель ставил под сомнение принцип всеединства в его характерном для Платона понимании, что, впрочем, не мешало ему утверждать познаваемость вещей и их связь с «формой форм», богом. Особое развитие тема единого и всеединства получила в неоплатонизме. Плотин в своей иерархически построенной триаде – единое, ум («образ» единого) и душа – различал «чистое единство», присущее единому, от «единства во множестве» или всеединства «идей» ума и единства конкретных вещей; связывал возможность познания человеком единого с необходимостью «самому из много стать единым», с восхождением по лестнице «единств», понимая под познанием «присутствие» и созерцание единого. Прокл Диадох, продолжая традиции неоплатонизма, в своих работах, в том числе в обширных комментариях на диалоги Платона, рассматривал единое в качестве сверхсущностного начала всего. Учение неоплатоников о едином и всеединстве оказало влияние на воззрения Викторина Мария о Святой Троице и Боэция об абсолютном благе. Иоанн Скот Эриугена, понимая «природу» (natura) в качестве принципа всеединства, обнимающего собой Бога и тварный мир, бытие и небытие вещей, делил её на четыре вида: творящую и несотворённую, сотворённую и творящую, сотворённую и нетворящую; нетворящую и несотворённую. Учение о всеединстве вещей в Боге получает распространение в немецкой мистике, в частности, в мистико-гностическом трактате «Тheologia Germanica» («Немецкая теология»), в сочинениях Иоанна Экхарта, Якоба Бёме и др. Понимая Бога как Единого, И. Экхарт писал в работе «Deus unus est» («Бог Един»), что в «понятии единого как единицы есть всё» (…in uno ratione qua unum sunt omnia). На рубеже Средних веков и Возрождения оригинальное учение о всеединстве на основе концепций Абсолюта и единства (unitas) противоположностей было разработано Николаем Кузанским.

 



 
PR-CY.ru