ВСЕЕДИНСТВО

ВСЕЕДИНСТВО – религиозно-философский, мифологический и художественно-поэтический символ; философский термин, обозначающий постигаемое мышлением или данное в интуиции единство всех вещей; один из принципов построения философии как универсальной науки о Боге, мире и человеке; «философия всеединства» – направление русской религиозной мысли XIX–XX вв. Вопрос о значении термина «всеединство» остаётся дискуссионным. Отсутствие чётких границ между терминами «единое», «единство» и «всеединство» позволяет исследователям по своему усмотрению толковать «всеединство» и тем самым определять принадлежность той или иной философии к этому направлению. Понимаемое в широком смысле «всеединство» включает философские учения, в основе которых лежит учение о Едином, или Абсолюте, а также те, в которых принцип единства становится определяющим и находит своё выражение в самой форме философствования, в построении системы философии. В узком смысле под «всеединством» понимается определённый тип единства, который предполагает связь всех вещей в Едином в качестве их причины или конечной цели. В европейской истории и культуре многообразие учений о всеединстве своими глубинными истоками имеют: ветхозаветную традицию, в которой понимание единства тварного мира связано с «единым», одним, Богом («Ты един, и мы единое творение рук Твоих» – 3 Езд. 8:7); новозаветное понимание «единства» как единства: в Святой Троице («…да будет все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино…» – Ин. 17:21), во Христе («...так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» – Рим. 12:5), в церкви («И вы – тело Христово, а порознь члены» – 1 Кор. 12:27), в вере («…один Господь, одна вера» – Еф. 4:5), в любви («…любите друг друга, как Я возлюбил вас…» – Ин. 13:34); античную философскую традицию, связанную с мифологией и развившую на этой основе подробно разработанную концепцию «единого»; гностицизм, религиозно-философское течение, эклектически соединявшее религиозные представления христианства, иудаизма и некоторых восточных религий с философскими умозрениями Античности. В истории европейской философии учения о всеединстве разрабатывались с различных исходных позиций, и «всеединство» в качестве общего формального принципа принималось философскими направлениями, отличными друг от друга по своему характеру, а порой и противоположными – теизмом, пантеизмом, панентеизмом и атеистическим материализмом. Представление о философии как знании обо всех вещах и необходимости установления «первых начал» в качестве вечных, неизменных оснований сущего, посредством которых оно может быть понято или из которых оно может быть дедуцировано, складывается уже в античной философии. Одна из самых ранних философских проблем, поставленных досократиками, проблема «единого и многого», предполагала не только их взаимосвязь, но и возможность объяснения «многого» из «единого» и сведения всего к «единому». Таким «единым», которое объясняет «многое», у пифагорейцев стало число, у Гераклита Эфесского – учение о Логосе («Выслушав не меня, но Логос, мудро согласиться, что всё едино»), у Парменида – «бытие», которое понималось как исключающее возможность небытия и тем самым тождественное «единому».

 



 
PR-CY.ru