ВЕЩЬ В СЕБЕ

ВЕЩЬ В СЕБЕ – философский термин, обозначающий бытие вещей самих по себе безотносительно к их познанию (к тому, как они «являются» или познаются). Вещь в себе – центральное понятие философии Иммануила Канта, в своём основании восходящее к принятому уже в античной философии понятию бытия самого по себе. В философии Платона и Аристотеля используются конструкции вещь «сама по себе», явление «само по себе», – предполагающие различения бытия в себе и бытия для другого; в диалоге «Федон», обсуждая проблемы прекрасного, доброго, справедливого и священного «самого по себе», Платон возводил их к понятию «бытия самого по себе, подразумевая идею, Аристотель в «Метафизике» понимал форму как «сущее само по себе». Тщательно рассматриваемая Платоном в диалоге «Парменид» онтологическая проблематика Единого «в себе» и «самого по себе» в отношении к «иному» (Уму) и «другому» имела исключительное значение для всей античной философии; в качестве философского обоснования теизма и понимания Бога как Абсолюта она оказала большое влияние на развитие эллинистической философии. В учениях Плотина и Прокла конструкции «само по себе», «в себе» «единое-в-себе» выступают в качестве основания для различения Единого и Ума. Другой источник вещи в себе, имеющий отношение к Античности, связан с учением о познании, с разделением у Парменида знания по «истине» и по «мнению» и отождествлением истины с бытием, а мнения с феноменальным миром, с развившейся на этой основе концепцией первичных и вторичных качеств у Демокрита, а также с логической и метафизической проблематикой учения о субстанции и акциденции у Аристотеля. Эта проблематика вместе с переводами Аристотеля на латинский язык была унаследована философией Средних веков; вслед за Августином Блаженным, Боэцием и др. термины «per se ipsum», «per se», «само по себе» нашли самое широкое распространение в учениях о Боге и субстанции. В видоизменённом виде она сохранила своё значение и в новоевропейской философии с её общей ориентацией на теорию познания и учение о методе и отрицательным отношением к схоластике. В спорах представителей рационализма и эмпиризма (Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм, Готфрид Вильгельм Лейбниц и др.) особое место занимают вопросы существования субстанции (самой по себе), её познаваемости, отношения субстанции и акциденции. Р. Декарт, Дж. Локк, Томас Гоббс и др. проводят границу между вещью самой по себе и тем, как она представляется познающему субъекту, противопоставляя пространственно-геометрические свойства самих вещей (так называемые первичные качества) свойствам вещей, опосредствованным восприятиями субъекта (вторичным качествам). В немецкой философии термин «an sich» (перевод латинского in se), «в себе», встречается у Моисея Мендельсона, Христиана Вольфа и Александра Готлиба Баумгартена. По мнению исследователей, проблема вещи в себе в учении И. Канта принадлежит к числу самых трудных проблем его философии; её толкование породило обширную литературу. И. Кант категорически отвергал любые попытки упразднить вещь в себе.

 



 
PR-CY.ru