ВАКХИЙ - Страница 2

Было сделано предположение, что в конце античного или в самом начале византийского периода сочинение, дошедшее до нас в вопросоответной форме, было написано в повествовательной манере и что впоследствии византийские дидаскалы, желая приспособить «Введение» для своих учебных нужд, переделали текст в вопросоответник в соответствии с популярными в то время образцами. Однако, по мнению исследователей, сравнительный анализ текстов показывает, что отрывок является производной и сокращённой версией вопросоответного текста. Таким образом, вопрос о датировке сочинений «старца Вакхия» остаётся открытым. Первая часть повествовательного трактата посвящена дискредитации всех чувств, от зрения до слуха, как инструментов познания. На слух невозможно с точностью устанавливать музыкальные интервалы и даже верно настраивать инструмент, поэтому требуется особый инструмент, показания которого могли бы служить верным ориентиром. Во втором разделе не только описаны консонансы (кварта, квинта, октава, дуодецима, двойная октава) как важнейшие интервалы древней музыкальной теории, но и включено их определение на монохорде – однострунном инструменте, дающем возможность демонстрировать пропорциональные выражения интервалов: октава – 2:1, квинта – 3:2, кварта – 4:3, дуодецима – 3:1, двойная октава – 4:1. Деление струны канона и трактовка группы консонансных интервалов (из которых исключена ундецима) осуществляются по пифагорейской методике. Вопросоответный трактат, очевидно, состоит из двух некогда механически объединённых сочинений. В § 1–66 содержится ряд важнейших положений гармоники, начиная от определений музыки и звука до подробного объяснения, что такое системы и модуляции. Второй раздел (§ 67–101) вновь открывается изложением основных правил гармоники: характеристики музыкального звука, описаний категорий консонансов, систем, тетрахордов, мелоса и т.д., причём всё это сделано с аристоксеновских позиций и даже ундецима (8:3) причислена к консонансным интервалам. Лишь в заключительном разделе представлены основные правила ритмики, отсутствующие в первом разделе трактата. Многие теоретические положения проиллюстрированы примерами, записанными древнегреческой нотацией. Таким образом, до настоящего времени сохранились не два сочинения «старца Вакхия», а три: повествовательное «пифагорейское» и два вопросоответных «аристоксеновских».



 
PR-CY.ru