«ВАРНАВЫ АПОСТОЛА ПОСЛАНИЕ» - Страница 4

Роль автора заключается в компиляции уже имеющегося материала. В первой части он «хотел бы своим читателям передать нечто из того, что воспринял»; традиционность второй части очевидна из параллелей с «Дидахе». B. Буссе высказал гипотезу, что автор Послания принадлежал к числу христианских учителей (дидаскалов). Это предположение подтверждается литературной формой произведения, призывами к читателям понимать, смотреть, учить, слушать. Учителя не только поддерживали традицию, перерабатывая известные места из Священного Писания, но и создавали новые тексты. Для занятий подбирали небольшие фрагменты, которые через многократное повторение приобретали не только устойчивую формулировку, но и варианты прочтения. Часто и автор Послания один и тот же текст передаёт различными способами. Неоднократные обращения автора послания к читателям характерны для традиционной литературы того времени в форме послания (письма). Об этом свидетельствуют начало, намёк на некое предисловие и элементы обычной для письма концовки. Однако скудость и стилизованность этих частей текста не дают исследователям оснований заключить, что речь идёт о каком-то действительном письме, написанном конкретному адресату по конкретному поводу, тем более что отсутствуют данные об отправителе, получателе и об исторической ситуации. К читателям автор обращается как к «сыновьям и дочерям» только потому, что этого требует жанр послания, отсутствие конкретных деталей в тексте позволяет исследователям предположить любой круг христианских читателей, слова о скорой встрече с читателями являются условным топосом, характерным для такого рода христианской литературы (ср.: 1 Фес. 1:5; Рим. 1:10–13; 15:22–24). Основную цель своего сочинения автор видит в том, чтобы дать читателям, которые уже обладают верой (т.е. уже являются христианами), «совершенное знание», которое заключается в истинном, на взгляд автора, понимании взаимоотношения христиан и Израиля. В первой части встречаются многочисленные выпады против «тех» (так в «Послании апостола Варнавы» названы Израиль и иудеи). При этом нигде ситуация не характеризуется как противостояние церкви и синагоги. Согласно автору послания, Израиль сначала был «возлюблен более других», но затем был покинут, т.к. «много званых, но мало избранных»; «наследниками завета» стали новые люди, духовные («пневматики»), т.к. образы (типы), данные Израилю, по словам автора, ясны нам (христианам), но темны для них (иудеев). Проблеме взаимоотношения христианства и иудаизма автор уделяет основное внимание. Интерпретация Священного Писания – вот то, что, по мысли автора, отделяет христиан от иудеев. Он не признаёт за иудеями права ссылаться на Писание. Более того, иудейская трактовка Писания рассматривается им как пример вопиющего невежества, которому он противопоставляет своё толкование. Однако, по мнению исследователей, едва ли справедливо называть «Послание апостола Варнавы», вслед за некоторыми исследователями, «антииудейским полемическим трактатом по своей сути», поскольку разногласия с иудейством носят для автора Послания исключительно теоретический характер. Острие полемики направлено против единоверцев автора – христиан, которые в своём греховном заблуждении считают, что «завет иудеев есть и наш. Он только наш, потому что они потеряли навсегда то, что получил Моисей».

 



 
PR-CY.ru