Словарь по христианству В «ВАРНАВЫ АПОСТОЛА ПОСЛАНИЕ»

«ВАРНАВЫ АПОСТОЛА ПОСЛАНИЕ»

«ВАРНАВЫ АПОСТОЛА ПОСЛАНИЕ» – произведение неизвестного автора (II в.), адресованное христианской общине. Полный греческий текст «Послания апостола Варнавы» сохранился в двух рукописях, обнаруженных во второй половине XIX в.: в Синайском кодексе Библии (IV в.); послание следует за текстом Нового Завета и предшествует отрывку из Пастыря Ермы), и в кодексе 1056 г. Ещё в девяти греческих рукописях, имеющих общий архетип, XI/XIII в. (текст «Послания апостола Варнавы» непосредственно примыкает к Посланию к Филиппийцам Поликарпа Смирнского, обрывающемуся на полуфразе). Латинская версия, сохранившаяся в петербургской рукописи Х в. из Корби, Северная Франция (первые 17 глав), как полагают исследователи, восходит к более древнему переводу III в. К нему близок греческий папирусный фрагмент (с пропусками). Ценность рукописи S признаётся исследователями вне всякого сомнения (рукопись H родственна с ней). Архетип семейства G, как полагают исследователи, родствен с латинской версией L. Последняя, в свою очередь, обнаруживает значительную близость к P, что даёт основания предположить древность чтений, предложенных в L, и не позволяет исследователям отвергать их без критического анализа. Древнейшее свидетельство о «Послании апостола Варнавы» принадлежит Клименту Александрийскому (III в.), который приводит из него избранные места, посвящённые аллегорическому пониманию Священного Писания. Согласно Евсевию Кесарийскому, Климент был склонен признавать автором послания апостола Варнаву, упоминаемого в «Деяниях святых апостолов» и в Послании к Галатам (2:1, 9, 13). Евсевий помещает «Послание апостола Варнавы» то среди спорных, то среди неподлинных писаний. Характерно, что он называет неподлинным и Послание к Евреям, авторство которого Тертуллиан (начало III в.) приписывал апостолу Варнаве. Ориген (III в.) упоминает о «кафолическом (соборном) послании Варнавы» и цитирует его наравне со Священным Писанием. Об употреблении «Послания апостола Варнавы» в богослужебной практике свидетельствует Синайский кодекс. Иероним Стридонский считает, что Варнава «написал письмо назидания Церкви, которое причислено к апокрифам». В перечне 60 канонических книг «Послание апостола Варнавы» помещено среди апокрифических произведений, в Стихометрии Никифора – среди спорных. Таким образом, в отношении признания каноничности Послание оказалось в той же ситуации, что и «Дидахе». Для исследователей бесспорно то, что оно пользовалось определённым авторитетом в христианской среде на протяжении значительного времени, но, по их мнению, не получило повсеместного распространения из-за очевидных противоречий с более поздней христианской догматикой и сильного влияния гностицизма. Для уточнения датировки «Послания апостола Варнавы» чаще всего используются два места из этого произведения, в которых исследователи видят намёки на некоторые исторические события. Первое место является цитатой из Книги пророка Даниила: пророчество о «десяти царствах», после которых явится «малый рог» (царь) и низложит «трёх больших», рассматривается как уже исполнившееся. Августин Блаженный, вслед за толкованием Иеронима на Книгу Даниила, замечает, что «некоторые толковали это в применении к известным четырём царствам: ассирийцев, персов, македонян и римлян».

 



 
PR-CY.ru