Словарь по христианству В ВАЙЦЗЕККЕР Карл Фридрих фон

ВАЙЦЗЕККЕР Карл Фридрих фон

ВАЙЦЗЕККЕР Карл Фридрих фон (1912–2007 гг.) – немецкий физик, философ и политический деятель. Карл Фридрих фон Вайцзеккер принадлежит к семье, которая дала Германии известных учёных, военных и политических деятелей. Несмотря на интерес к философии (посещал семинары Николая Гартмана и особенно интересовался философией Мартина Хайдеггера), Карл Фридрих фон Вайцзеккер занимался изучением теоретической физики в Берлине, Гёттингене, в Копенгагене у Нильса Бора и в Лейпциге у Вернера Карла Гейзенберга (1929–1933 гг.). В 1933–1936 гг. – ассистент кафедры физики в Лейпцигском университете. В 1936–1942 гг. читал лекции по физике в Институте кайзера Вильгельма (Берлин). Во время Второй мировой войны вместе с В.К. Гейзенбергом работал над созданием ядерного оружия для Третьего рейха (так называемый проект «Уран»). В 1946–1957 гг. возглавлял кафедру физики в Институте Макса Планка (Гёттинген); в 1956 г. вместе с группой учёных выступил с так называемым Гёттингенским заявлением, в котором говорилось об отказе принимать участие в разработке, изготовлении и испытании ядерного оружия. В 1957–1969 гг. – профессор философии Гамбургского университета; в 1970 г. – директор Института Макса Планка по исследованию условий жизни в научно-техническом мире. С 1980 г. – почётный профессор Общества Макса Планка. Карл Фридрих фон Вайцзеккер – автор работ «Физическая картина мира» (1943 г.), «История природы» (1948 г.), «Ответственность науки в атомную эпоху» (1957 г.), «Атомная энергия и атомный век» (1957 г.), «Значение науки» (1964 г.), «Мысли о нашем будущем» (1966 г.), «Последствия войны и предотвращение войны» (1970 г.), «Единство природы» (1971 г.), «Сады человеческие» (1978 г.), «Структура физики» (1985 г.), «Изменение сознания» (1988 г.) и др. Как физик он внёс существенный вклад в изучение энергетических процессов в атомном ядре; теоретически объяснил явления изомерии, одновременно с Хансом Бете, применив методы ядерной физики в астрофизике, открыл источник энергии, излучаемой солнцем и звёздами; уточнил гипотезу Канта-Лапласа о возникновении солнечной системы дополнением о решающей роли в первоначальной эволюции турбулентности. Карл Фридрих фон Вайцзеккер рассматривал космологию как науку, пограничную между естествознанием, философией и теологией, до настоящего времени сохранившую своё значение для человечества. В 1947 г., после цикла лекций «История природы», прочитанных в Гёттингенском университете, одним из направлений его научной деятельности становится изучение процесса эволюции. Работы «История природы» и «История истории природы», т.е. философия истории и история западной мысли в целом, приводят Карла Фридриха фон Вайцзеккера к размышлениям о судьбах цивилизации, о современной науке, о противоречиях революции в естествознании и последствиях развития техники. Соотношение науки и религии он рассматривал в контексте проблемы «наука и современный мир». Современная эпоха – это время науки, современный мир – мир техники, и, с точки зрения Карла Фридриха фон Вайцзеккера, значение науки противоречиво, а вера в науку является господствующей религией современности. Он полагал, что отношение человека к науке очень схоже с его отношением к вере, построенной на откровении.

 



 
PR-CY.ru