Словарь по христианству В ВАСИЛИЙ ЗАРЗМСКИЙ

ВАСИЛИЙ ЗАРЗМСКИЙ

ВАСИЛИЙ ЗАРЗМСКИЙ, Басил Зарзмели – грузинский агиограф IX–X вв., настоятель монастыря Зарзма, автор «Жития и деяний благословенного Богом и блаженного отца нашего Серапиона». Серапион Зарзмский приходился Василию Зарзмскому дядей и был основателем монастыря. Рукопись Жития (единственная рукопись XVI в., метафраст XI в.) обнаружил и издал в 1909 г. грузинский историк и этнограф Моисей Георгиевич Джанашвили. Ряд исследователей (Сергей Нестерович Какабадзе, Павел Иесеевич Ингороква, Георгий Николаевич Чубинашвили, В.В. Беридзе, М.С. Чхартишвили) относят описанные в Житии события ко второй половине VI в., а сам памятник датируют второй половиной VII в. Они основываются на том, что Михаил (Микаэл) Парехели, учитель Серапиона Зарзмского, назван учеником Шио Мгвимского, одного из сирийских отцов середины VI в.; при этом в тексте отсутствуют какие-либо упоминания о деятельности Григория Хандзского (Хандзтели) в Кларджети в VIII–IX вв., а также сведения о разрушительных нашествиях арабов. Другие учёные (Иван Александрович Джавахишвили, Корнелий Самсонович Кекелидзе, Эвктиме Семёнович Такайшвили, Н.З. Вачнадзе, Дональд Рейфилд) считают, что события имели место во второй половине IX в., а Житие было написано в первой половине X в. Эти выводы были сделаны на основании изучения морфологических и синтаксических особенностей текста рукописи, характерных для грузинского языка X–XI вв.; отмечалось наличие лексических единиц и имён собственных арабского и персидского (новоперсидского) происхождения, вероятность заимствования которых относится к IX в., а зафиксированы они были только в письменных памятниках XI–XII вв.; также в Житии упоминаются представители грузинских родов Чорчанели и Лаклакисдзе, Бахлаунди, которые впервые появляются в письменных источниках XI в.; почитание упомянутой в тексте иконы Преображения началось на христианском Востоке с VIII в., следовательно, и в Грузии она была неизвестна до этого времени. Василий Зарзмский описывает историю создания монастырей не только в Самцхе, но и в Кларджети, сообщает сведения по географии Грузии, отдельные эпизоды дают представление о социально-экономической и политической жизни. Так, рассказывая о спорах, вспыхнувших по поводу наследства в семье Бахлаунди, проживавшей в Самцхе, автор упоминает о завещании одного из её представителей, что свидетельствует о существовании в грузинском обществе того времени церковного и гражданского права. В Житии названы великий мтавари (князь) Мириан Бахлаунди, сын Бешкена, сыновья Мириана – Сула, Бешкен и Лаклаки. Наличие подобных исторических реалий является характерной чертой грузинской агиографии, не имеющей строгих жанровых рамок.

 
PR-CY.ru