ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ - Страница 4

Представления, подвигающие человека к бегству от реальности, к непрестанному поиску избавления от «колеса сансары», чреды бессмысленных существований, стали причиной коренной ломки религии, культуры и социальной жизни (возникновение кастовости) в Древней Индии. С переходом к идее переселения душ в индийской культуре воцарился чуждый Ведам пессимизм. В системе Адвайта-веданты, разработанной реформатором брахманизма Шанкарой (вторая половина или конец I тыс. н.э.), кармическая философия достигла полного развития и была воспринята различными направлениями индуизма. Основатель буддизма Будда Гаутама (VI в. до н.э.) воспринял общую направленность и пессимистический характер брахманической философии, но при этом отверг её основной принцип «ты есть То», выражающий идею тождества и слияния атмана и брахмана. И то и другое было объявлено Буддой иллюзией. По его мнению, слова о единении с Брахмой – это речи глупцов. Желание небесного блаженства открыто признавалось в раннем буддизме величайшим злом, ибо любое желание привязывает к иллюзорной действительности, а желание вечного блаженства – сильнейшее. Конечная цель человека в буддизме – растворение в нирване (букв. – угасание), которое достигается через пассивное состояние недеяния, нежелания, нечувствия, через полную интеллектуальную и эмоциональную статичность, через осознание тотальной пустоты, в которой растворяется призрачный индивид, через «интенсивное самоотрицание». Таким образом, в контексте буддийского учения вопрос о вечной жизни человека и даже о его дальнейших перевоплощениях представляется абсурдным, ибо человек, согласно этому воззрению, не есть целостность ни в каком из привычных смыслов, но сумма пяти слоёв скандх, которые не перевоплощаются, но образуют регулируемые законом кармы серии последовательностей, ошибочно воспринимаемые профаническим сознанием как нечто реально существующее: «Есть только скандхи, которые остаются на непродолжительное время, и нет ничего кроме них. Исчезновение скандх называют смертью». Сформированная под влиянием евдемонической цивилизации религия древних греков решает вопрос о вечной жизни человека отрицательно: «Все чаяния и ожидания, надежды и желания в миросозерцании Гомера сосредоточены на благополучии в этой земной жизни». Жизнь тела – временна, но реальна. Только в теле человеческая жизнь может быть беспечальной, только земные блага являются подлинными. Поэтому даже блаженство самих богов изображается предельно натуралистично. Посмертное существование человеческой души, тем не менее, признаётся, но это существование мрачное, томительное, на грани небытия. Душа не более чем тень. Вечное блаженство (Олимп) для богов. Посмертная участь людей – Аид, «где мёртвые только тени отшедших, лишённые чувства, безжизненно реют». Однако, по-видимому, первоначальные воззрения древних греков на посмертную участь человека были иными, более оптимистичными. Об этом свидетельствует, в частности, упоминание Гомером Елисейских полей, «где протекают светло-беспечальные дни человека».

 



 
PR-CY.ru