ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ - Страница 13

Вся природа будет восстановлена в её изначальных богоустановленных предначертаниях. Воскресшее человечество сможет участвовать в предвечной славе Божества не только своими душами, но и собственными одухотворёнными телами, освобождёнными от примешавшегося к ним через грехопадение тления (1 Кор. 15:44). «Грядущая жизнь уничтожает и истребляет не тело, но приставшее к нему тление и смерть». Вместе с человеческим естеством будет преображён весь мир. Вся тварь получит приснобытие и нерушимость, станет нетленной. Но о характере или формах этого преображения христианское Откровение умалчивает, апофатически возвышая человеческий разум от чувственных представлений к духовному созерцанию: «Писание не истолковало нам, что суть вещи будущего века… будущие блага непостижимы и не имеют никакого сходства с благами здешними». Однако Священное Писание ясно говорит: Бог будет всё во всём (1 Кор. 15:28). Всё тварное естество (и духовное, и материальное) будет проявлять только Бога, созерцание Которого станет содержанием человеческого бытия. По наиболее распространённому святоотеческому определению, вечная жизнь есть постоянный и неизреченный покой в Боге, единение с Ним. В этом единении отношения «я – Ты» не упраздняются, напротив, обретают совершенную полноту. Иоанн Дамаскин подчёркивает, что в будущем веке праведники будут прославляться вместе с Сыном Божьим, вечно «смотря на Него и вечно будучи видимы Им». Хотя человек призван стать богом настолько, насколько Бог стал человеком, сущностное различие между ними останется по-прежнему радикальным. Человек не будет лишён «по благодати ничего из того, что по естеству присуще Богу», но Бог в своей сущности всегда останется недосягаемым, трансцендентным. Вечная жизнь не имеет конца или изменения. Однако это не означает, что спасённое человечество будет пребывать в статичном неподвижном покое. Состояние обоженной твари – это устремлённость к Богу, бесконечный процесс богоуподобления. С другой стороны, и Сам Бог будет дарить Себя Своим созданиям безмерно, «щедро и без зависти», так что сыны будущего века будут непрестанно возрастать, «получая благодать от благодати и неустанно продвигаясь радостным путём восхождения». Иначе говоря, «актуальная бесконечность Божественного бытия определяет динамическую (потенциальную) бесконечность человеческого пути». При этом расстояние между тварью и Творцом будет, непрестанно сокращаясь, всегда оставаться бесконечным. Хотя после окончания земной истории неизбежно воскреснет всё человечество и все люди независимо от их воли будут восстановлены для вечной жизни, тем не менее, богами по благодати станут только произволяющие. Разрешая этот парадокс, Максим Исповедник развивал тему двоякого соединения с Богом: соединения через внутреннее свободное согласие и соединения против воли, извне, «вне благодати». Одни будут обожены действием Божественных энергий, внутренне присвоенных их существом, другие же будут пребывать в состоянии внешнего соприкосновения с Богом при внутренней отлучённости от Него. Всех – и добрых, и злых – обнимет одна и та же Божественная любовь, но нераскаянные грешники переживать блаженство этой любви будут не способны, для них обожающий огнь Святого Духа будет внешним пламенем, приносящим лишь невыносимое мучение.



 
PR-CY.ru