Словарь по христианству В ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ

ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ

ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ – термин, обозначающий причастность к вечному Божественному бытию; бесконечное существование, жизнь как не имеющая конца длительность; понятие, выражающее религиозные и религиозно-философские представления о высшей цели бытия человека, о его конечных путях, о посмертном существовании. В христианстве вечная жизнь есть жизнь в Царстве Небесном, полносоставное духовно-телесное участие человеческой личности в Божественном бытии. В большинстве известных религиозных традиций древности (древнеегипетской, древнеиранской, ведической, средиземноморской) земное существование воспринималось лишь как приготовление человека к переходу в загробный мир. Понятие «вечная жизнь» было связано с идеей посмертного суда и концепцией двух загробных путей человека – блаженного или скорбного – в зависимости от его соответствия идеалам и следования предписаниям данной религии. Вера в бессмертие души и в неизбежность суда сочеталась с надеждой на будущее воскресение тел. В религиях Междуречья идея вечной жизни, напротив, предстаёт пессимистичным воззрением на загробную участь человеческой души как на «дурную бесконечность» – безысходное пребывание в подземном царстве теней. Последние представления связаны с религиозной деградацией, вызванной всё большим искажением «истинной веры, присущей человечеству изначала», в результате чего идея вечной жизни подменяется либо её фольклорно-мифологическими суррогатами (вера в перевоплощение, представления о посмертном переходе в мир духов и о возможности подчинения его с помощью магии в шаманизме и т.п.), либо её фактическим отрицанием (как, например, в буддизме). Один из самых ранних датированных памятников религиозной литературы – корпус текстов из пирамиды царя Унаса (середина XXIV в. до н.э.) – определённо свидетельствует о вере древних египтян в вечную жизнь. Несмотря на идею неизбежности посмертного суда, древнеегипетское представление о смерти оптимистично: награда праведникам, вечное блаженство, несоизмеримо значительнее наказания злодеям небытием. Для древнеегипетского памятника «Похвала смерти» характерно почти полное отсутствие страха перед посмертной реальностью: «Из тех, кто родится на свет во множестве неисчислимом, не осядет в Египте никто: в городе Вечности всем поголовно приют уготован. Разве долго продлится пора гостеванья земного? Время как сон промелькнёт, и «добро пожаловать» – скажут в полях заката пришельцу». По воззрениям древних египтян, загробный мир – это мир надземный, а не подземный, как в более поздних религиозных верованиях Междуречья и Средиземноморья. Он описывается в очень светлых тонах, причём касается это не только внешнего благополучия, но и нравственного состояния обитателей. «Город Вечности» представлен в образе «страны справедливой, блаженной, где страху нет места, обители упокоенья, чьим жильцам омерзительны распри, где нечего ближних бояться, ибо нету вражды в этом крае». Столь же оптимистичны по своему настроению и сохранившиеся образцы ритуального искусства древних египтян: изображения в пирамидах, представляющие сцены посмертного бытия, – это жизнеутверждающие картины кипучей деятельности.

 



 
PR-CY.ru