«ВСЯКОЕ ДЫХАНИЕ»

«ВСЯКОЕ ДЫХАНИЕ» – в православном богослужении: 1) общий прокимен перед утренним евангельским чтением; 2) стих хвалитных псалмов (Пс. 148–150). 1. Пс. 150:6 наряду с первым стихом того же псалма составляет общий прокимен, исполняемый на утрене между изменяемым прокимном и чтением Евангелия. Наиболее раннее упоминание о пении «Всяком дыхании» перед утренним Евангелием содержится в «Повествовании о путешествии отцов Иоанна и Софрония» (VII в.). С послеиконоборческого времени такая практика стала нормой в византийском монастырском богослужении, она отмечается во всех редакциях Студийского и Иерусалимского уставов. «Всякое дыхание» указано также после восьмигласовых воскресных утренних прокимнов и утренних праздничных прокимнов, помещённых в приложении к Типикону Великой церкви; на Антипасху «Всякое дыхание» здесь использовано как самостоятельный прокимен. Как полагают исследователи, в богослужение храма Святой Софии «Всякое дыхание» вошло под влиянием традиции монастырского богослужения. Согласно рукописи Типикона XI в., «Всякое дыхание» кроме утрени входило также в состав паннихис в первую седмицу Великого поста. В ныне действующем Типиконе отмечено, что по исполнении прокимна гласа диакон возглашает: «Господу помолимся», иерей отвечает, лик поёт: «Аминь», канонарх (или диакон) и хор поют «Всякое дыхание» по чину прокимна, а затем следует диаконский возглас перед чтением Евангелия. «Всякое дыхание» исполняется тем же напевом, что и прокимен перед ним (по воскресеньям – на глас недели, в остальные дни – на четвёртый глас). 2. Будучи последней строкой хвалитных псалмов, стих Пс. 150:6 может также исполняться в их начале, открывая собой псалмы. Наличие этого дополнительного начального стиха обычно обозначается в уставе как «поём “Всякое дыхание”». Хвалитные псалмы начинаются со «Всякое дыхание» в те дни года, когда на утрене поётся великое славословие в праздничной редакции, а также в некоторые другие особые дни (например, в Великую пятницу). Двукратное исполнение стиха Пс. 150:6 (в начале и в конце псалмов) на утрене с праздничным окончанием подчёркивает всеобъемлющий характер восхваления Господа.

 
PR-CY.ru