Словарь по христианству В ВЕЛИКАЯ ЛАВРА - Страница 10

ВЕЛИКАЯ ЛАВРА - Страница 10

Сбор пожертвований увеличился, долги выплачивались, росло число скитов. Все монастыри, в особенности Великая лавра, Ватопед и Иверский, постепенно вступили в период процветания благодаря значительным доходам, получаемым от своих владений. В середине XIX в. доход Великой лавры от румынских и молдавских подворий составлял 25 тыс. пиастров ежегодно. Согласно переписи 1808 г., в Великой лавре проживало 211, а в скитах и келлиях – 142 монаха. В 1803 г. на средства монаха Матфея был подведён водопровод в гостиницу, располагавшуюся близ параклиса святителя Николая. В 1806 г. в восточном крыле монастырского комплекса игуменом Нафанаилом были построены новые келлии, а в 1810 г. проигуменом Макарием Критянином и старцем Анфимом Капернисиотом заново отстроены паперть и часть литийного притвора соборного храма. В наводнение 1820 г. были разрушены мосты в Великой лавре, а также Агиасма (источник) Афанасия Афонского. Великая лавра была вовлечена в Греческое восстание 1821 г. и понесла большие потери. Некоторые из её насельников присоединились к повстанческому отряду Эммануила Папаса. Все имения Великой лавры на территории новообразованного Греческого королевства были секуляризованы. В 1821 г. фессалоникийский паша Абдул Абут во главе армии из 3 тыс. курдов оккупировал Афон, наложил на монастыри огромную контрибуцию, потребовал сдачи оружия и предоставления ему в заложники святогорских игуменов. В следующем году он, оставив в каждом монастыре по гарнизону, отплыл вместе с заложниками в Константинополь. Турецкие отряды оставались на Афоне до 1830 г., захватчики пытали и убивали монахов, грабили монастыри и храмы, сожгли типографию в Великой лавре, а многие рукописи были пущены на растопку. Из святых XIX в., происходивших из Великой лавры и впоследствии принявших мученическую смерть за исповедание православной веры, известны Тимофей Эсфигменский (ум. 29 октября 1820 г.), Констанций, проигумен Великой лавры с 16 лаврскими отцами-преподобномучениками, пострадавшие в Фессалонике (ум. в 1820 г.), и Афанасий Лемносский (ум. в 1846 г.). Афанасий Лемносский в юности стал монахом Великой лавры, взятый в плен в 1821 г., оказался в Египте, где принял ислам и вступил в брак. Покаявшись, вернулся на Афон, впоследствии был задушен турками. Тесными духовными узами с Великой лаврой был связан Константинопольский патриарх Григорий V Ангелопулос (1797–1798, 1806–1808, 1818–1821 гг.), который после первого и второго периодов своего патриаршества в течение 18 лет жил в Ивироне и Великой лавре (его мученическая кончина последовала 10 апреля 1821 г.). В июле 1837 г. в Великой лавре насчитывалось только 120 насельников, 448 монахов жили в скитах и келлиотских поселениях. По словам дипломата и писателя Андрея Николаевича Муравьёва, посетившего Афон в 1849 г., Великая лавра «не только не может сравниться с Ивиром и Ватопедом, но даже находится в скудном положении, т.к. не владеет имуществами в княжествах, отколе истекают главные доходы Афона. Внутреннее неустройство много препятствует её благосостоянию; нет в ней ни общежития, ни прежних знаменитых старцев, которые до восстания греческого служили образцом для всей Горы и поддерживали прежнюю её славу».

 



 
PR-CY.ru