ВЕЛИКАЯ ЛАВРА - Страница 7

В XV в. в карейской келлии св. Архангелов (Ягари) подвизались преподобный Филофей, старец Дионисий Ягарис и их ученик преподобный Нектарий Битольский (ум. в 1500 г.). Во время турецкого владычества на Афоне Великая лавра и другие монастыри платили туркам налоги как со своих доходов, так и с прибыли от всех подворий. При этом Великая лавра вместе с Ватопедом и Иверским монастырём платила налоги не только за себя, но и за другие небольшие афонские обители. Эти суммы выплачивались благодаря поддержке молдавских и валашских правителей. Валашский господарь Нягое Басараб (1512–1521 гг.) предоставил Великой лавре ежегодную денежную помощь в размере 200 талеров, подарил церковную утварь и облачения, на его средства был отремонтирован кафоликон и построена усыпальница. Валашский господарь Влад Винтилэ определил сумму пожертвований Великой лавре в размере 2 тыс. аспр ежегодно (1535 г.), молдавские господари Петру Хромой – в 6 тыс. аспр (1579 г.), Иеремия Могила (Мовилэ) – в 5 тыс. аспр ежегодно (1598 г.), а Гавриил Могила увеличил сумму до 15 тыс. аспр (1619 г.). Кроме денежных пожертвований делались также различные ценные вклады, так в 1521 г. господарь Валахии Владислав (Влайку) передал в собор большую икону Афанасия Афонского в серебряном с позолотой окладе, на которой был изображён и сам господарь вместе с супругой. В 1489 г. в Великой лавре проживали 300 монахов, а в 1518/1519 и 1530 гг. – 200. В 1522 или 1527 г. митрополит Серрский Геннадий на свои средства произвёл ремонт башни Цимисхия, где находился параклис во имя первомученика Стефана, и братской трапезной. В 1535 г. живописец Феофан Критский расписал соборный храм Великой лавры (по заказу Веррийского митрополита Неофита), а в 1560 г. Франгос Кателанос из Фив – параклис свт. Николая (на деньги монаха Киприана). Тяжёлым экономическим ударом для Великой лавры была конфискация султаном Селимом II (1566–1574 гг.) всех подворий и владений афонских монастырей с предоставлением права их выкупа монахами. Если хиландарский игумен Паисий (1550 г.) и игумен Пантелеимонова монастыря Иоаким (1560 г.) упоминают 300 иноков, то в турецком налоговом реестре 1569 г. насчитывается всего 140 человек. В 1574 г. на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы монастырь возвратился к общежительному уставу. Это событие произошло при участии Александрийского патриарха Сильвестра (1566–1590 гг.), прибывшего в Великую лавру для составления пятого Типикона, утверждённого в 1574/1575 г. сигиллием Константинопольского патриарха Иеремии II (1572–1579, 1580–1584, 1587–1595 гг.). В том же году игуменом преобразованного монастыря был избран иеромонах Иосиф, а после него – Феодул. Со второй половины XVI в. начинают возникать афонские скиты. Первым был основан принадлежавший Великой лавре скит св. Анны (1572 или 1575 г.). Если в 1583 г. в самой Лавре проживало 150 монахов, то в скитах – 94 человека. Мученическую смерть за исповедание христианской веры принял Макарий Новый (ум. в 1590 г.), подвизавшийся в скиту св. Анны (где сейчас хранится его глава). В 1578 г. на средства Паисия, епископа Червенского, был отреставрирован левый придел кафоликона. В 1580 г. на средства монаха Михаила Лесбосца в Великой лавре была построена новая больница.

 



 
PR-CY.ru