ВАСИЛЬЕВЫ

ВАСИЛЬЕВЫ – регенты и содержатели церковного хора в Москве. Сергей Васильевич (1836–1896 гг.) происходил из московского купеческого рода. Нарушив семейные традиции, поступил в хористы Большого театра, что повлекло за собой выход из купеческого сословия ради получения звания артиста московских императорских театров. С 1870 гг. Сергей Васильевич содержал большой духовный хор из 150–180 человек (из них – до 100 мальчиков). Хор делился на отделения для пения в приходских храмах (петь приходилось почти ежедневно), пел на венчаниях, панихидах и отпеваниях, давал концерты духовной музыки. При хоре существовала начальная школа для обучения детей грамоте и пению, некоторые хористы со временем становились регентами, другие – певчими в церковных хорах Москвы и провинции. Всё это принесло хору широкую известность. Имея аттестат третьего разряда от Придворной певческой капеллы, Сергей Васильевич в последние годы жизни стал приглашать к управлению хором известных регентов, например Михаила Михайловича Алабушева и Фёдора Алексеевича Иванова, а также готовил сыновей к регентской работе. Леонид Сергеевич (конец 1860 – начало 1870 гг. – после 1922 г.) – старший сын Сергея Васильевича. Получил певческое образование в хоре отца и в Русском хоровом обществе, членом которого был с 1893 г. Теорию музыки изучал под руководством Георгия Эдуардовича Конюса. Являлся большим поклонником регента Синодального хора Василия Сергеевича Орлова и последователем нового направления в русской церковной музыке. После смерти отца Леонид Сергеевич стал руководить хором, в составе которого со временем появились и женские голоса. В начале 1900 гг. получил права на частный хор Николая Павловича Быстрова, женившись на его дочери. Как регент Леонид Сергеевич сумел вывести хор в число лучших частных певческих хоров Москвы. Помимо участия в богослужении хор выступал как светская капелла, привлекался Константином Сергеевичем Станиславским и Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко к участию в спектаклях Художественного театра. В 1904–1911 гг. мальчики из хора по договору с конторой московских императорских театров пели в оперных спектаклях Большого театра («Опричник, «Кармен», «Пиковая дама», «Снегурочка», «Борис Годунов», «Мефистофель») и в драматических постановках Малого и Нового театров. Хор неоднократно выступал в концертах московского отделения Русского музыкального общества, в «Исторических концертах» Сергея Никифоровича Василенко, в «Концертах Кусевицкого», в летних концертах в Сокольниках. Концерты духовной музыки в исполнении хора проходили, по высказываниям прессы, на высоком уровне; звучали произведения композиторов нового направления, в частности, сочинения Александра Тихоновича Гречанинова под управлением автора, а также впервые была исполнена его Литургия №2 (2 марта 1903 г.). Последнее упоминание о хоре Леонида Сергеевича относится к 1918 г. – участие в симфоническом концерте в Доме Союзов под управлением Эмиля Альбертовича Купера (2 ноября). За годы существования хор обитал по разным московским адресам: ул. М. Полянка, 12; Спиридоньевская ул., 40; Курбатовский пер., 5. Леонид Сергеевич также сотрудничал в Обществе взаимного вспомоществования служащих в частных и духовных певческих хорах г. Москвы и Обществе взаимопомощи регентов церковных хоров.

 
PR-CY.ru