ВИЗАНТИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 9

Текст Студийского Синаксаря не сохранился, и единственным источником для характеристики его состава и структуры, а также литургической практики, им регулировавшейся, является богослужебный Синаксарь в составе Типикона патриарха Алексия Студита. Типикон состоит из двух частей: богослужебного Синаксаря, определяющего порядок служб годового подвижного и неподвижного кругов богослужения, и ктиторского Типикона, посвящённого устроению монашеской жизни. Основным литургическим источником при составлении богослужебного Синаксаря был Студийский Синаксарь в версии второй половины X в., который был использован без существенных изменений. Студийская традиция продолжала сохранять свой престиж и в начале XII в. – она была избрана в качестве образца императором Иоанном II Комнином (1118–1143 гг.) при устроении монастыря Христа Пантократора. Не позднее середины X в. в Константинополе появилась первая (константинопольская) редакция Студийского Синаксаря. Она возникла под влиянием константинопольского кафедрального богослужения и занимала промежуточное положение между собственно Студийским Синаксарём и другими его редакциями. Отличительной особенностью этой редакции было особое окончание праздничной и воскресной утрени, когда утренние стихиры на стиховне присоединялись к хвалитным стихирам, что было обусловлено использованием Великого славословия, т.е. утреннего гимна «Слава в вышних Богу» в константинопольской редакции, за которым следовало «Великое Трисвятое». Эта модернизированная редакция Студийского Синаксаря стала быстро распространяться в Византийской империи. Уже в X в. она была принята в Фессалонике, где на её основе создали вторую (фессалоникийскую) редакцию Студийского Синаксаря. Отличительной чертой этой редакции является пение трёх антифонов (псалмов) вместо рядовых кафизм на утренях в великие праздники, а также пение константинопольских кафедральных антифонов (стихи 91, 92 и 94-го псалмов с фиксированными припевами) на воскресных и праздничных литургиях. Вторая редакция Студийского Синаксаря лежала в основе богослужебного устава, существовавшего на Афоне в середине X – XII вв. (Афоно-Студийский Синаксарь), и была использована при составлении богослужебного Синаксаря, который регламентировал богослужение Иверского монастыря на Афоне в XI в. Не позднее конца X в. Афоно-Cтудийский Синаксарь был перенесён в Южную Италию, где на его основе были созданы различные группы южноитальянских богослужебных Синаксарей: калабро-сицилианской группы (Мессинский, Милийский, Тригонский Типиконы), отрантской группы (Николо-Казолянский Типикон) и связанной с ней гроттаферратской группы (Типикон монастыря Патирион и Гроттаферратский Типикон). Константинопольская редакция Студийского Синаксаря определяла богослужение и в монашеских центрах Малой Азии, где в неё вносились различные дополнения и изменения, обусловленные местными традициями и обычаями. Но под влиянием палестинской (иерусалимской) литургической традиции в богослужении малоазийских монастырей появлялись элементы палестинского происхождения.

 



 
PR-CY.ru