ВИЗАНТИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 8

Изменения в литургии сопровождались и определёнными переменами в церковной архитектуре – в рассматриваемый период всё чаще стали строить крестово-купольные храмы небольших размеров, в которых место для совершения проскомидии находилось рядом с алтарной частью. Центральное место в литургической жизни послеиконоборческого периода занимало монашеское богослужение, регламентировавшееся Студийским Синаксарём и его редакциями. Оно определяло и характеризовало развитие византийского богослужения в целом, тогда как кафедральная традиция постепенно утрачивала своё значение. После восстановления иконопочитания в 843 г. монахи-студиты вернулись из рассеяния и собрались в Студийском монастыре. Здесь произошло окончательное устроение и фиксация студийской литургической традиции, результатом чего стало создание Студийского Синаксаря. Он представлял собой собрание богослужебных рубрик (уставных указаний) для годового подвижного (триодная часть) и неподвижного (месяцесловная часть) кругов богослужения, причём в месяцесловной части содержались рубрики и памяти только для тех случаев, когда богослужение отличалось от обычного (рядового), т.е. только для праздничных дней. В основе же Cтудийского Синаксаря, как и в основе Синаксаря Великой церкви, лежал лекционарный указатель новозаветных и ветхозаветных чтений, отражающий новую константинопольскую лекционарную систему. Одновременно был сформирован и комплекс богослужебных книг, использование которых регламентировал Студийский Синаксарь. Минеи, Триоди и Октоих, входившие в состав этого комплекса, содержали и старые песнопения палестинского происхождения (Андрея Критского, Космы Маюмского, Иоанна Дамаскина), и новые песнопения, созданные по образцу палестинских как Феодором Студитом, так и другими студийскими (Иосифом, Николаем, Климентом Студитами) и нестудийскими константинопольскими (Феофаном Начертанным, Иосифом Песнописцем) гимнографами. Богослужение, регламентировавшееся Студийским Синаксарём, обладало рядом характерных особенностей, одной из которых был такой порядок праздничной и воскресной утрени, при котором стихиры на стиховне не соединялись с хвалитными, но пелись после утреннего гимна «Слава в вышних Богу» в его иерусалимской редакции (как и в палестинском богослужении VIII–X вв.). Генетическую связь студийского богослужения с палестинским (иерусалимским) подчёркивало и общее для той и другой традиции наименование, иногда встречающееся в византийских богослужебных рукописях, указывавшее не только на палестинское происхождение используемой музыкальной системы (осмогласие), но и на палестинское происхождение текстов, написанных гимнографами-святоградцами. Тем не менее, в богослужебном пении крупных константинопольских монастырей, в том числе и Студийского, сохранялись элементы древней константинопольской музыкальной традиции. С середины IX в. и до конца XI в. Студийский Синаксарь пополнялся новыми памятями святых и новыми рубриками. Различные редакции (версии) Студийского Синаксаря, возникшие в этот период, использовались в богослужебной практике других византийских монастырей.

 



 
PR-CY.ru