ВИЗАНТИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 2

Центром формирования и развития богослужения в Иерусалиме был церковный комплекс, в состав которого входила ротонда Воскресения (Анастасис) и большая базилика (Мартириум). Этот церковный комплекс был построен императором Константином на месте Крестных страданий и погребения Спасителя и освящён в 335 г. Подобно антиохийской литургической традиции, движущей силой развития иерусалимского богослужения были городские аскетические общины – «тагмы спудеев», существовавшие при храме Воскресения и других иерусалимских храмах. Именно спудеи («монашествующие») обеспечивали регулярное совершение служб суточного круга богослужения в иерусалимских храмах. Основу этих служб составляло антифонное пение «коротких» стихов иерусалимской Псалтири, однако употреблялись и сложные гимнографические сочинения, связанные по своей структуре и организации текста с античной литературной традицией. Иерусалимские спудеи использовали музыкальную систему, восходящую к античной музыкальной культуре. Годовой круг богослужения регламентировал иерусалимский Лекционарий, определявший праздники, места совершения богослужений, чтения из Священного Писания и содержавший краткие литургические рубрики. Иерусалимская литургическая традиция имела собственный набор евхологических текстов, входивших в иерусалимский Евхологий. Его составляли молитвы Божественной литургии апостола Иакова, служб суточного круга богослужения, чинопоследований таинств. Структуру служб суточного круга определял иерусалимский Часослов, содержавший неизменяемые псалмы и некоторые молитвословия. В связи с тем, что иерусалимские храмы располагались в местах, непосредственно связанных с земной жизнью Иисуса Христа, отличительной чертой древнего иерусалимского богослужения было наличие богослужебных процессий (литий) по святым местам, совершавшихся в праздничные дни. Монашеское богослужение в Палестине (так же как и в Сирии) находилось под влиянием городского богослужения спудеев. Как и в других регионах Ближнего Востока, палестинские монастыри (киновии и лавры) в IV–VI вв. располагались вне городов. От практики спудеев богослужение в палестинских киновиях отличало отсутствие сложной гимнографии и связанного с ней музыкального исполнения. Основу монашеского богослужения составляло стихословие Псалтири, но в киновиях пелись и некоторые общепринятые гимнографические тексты (например, «вечерний» и «утренний» гимны). Богослужение палестинских келлиотов и палестинских лавр, к которым келлиоты принадлежали, было вторичным по отношению к литургической традиции палестинских киновий, где келлиоты должны были проходить обязательную новоначальную стадию. Этот тип богослужения был ориентирован исключительно на монашеское псалмопение. Существенные изменения в иерусалимской и вообще в палестинской литургической традиции произошли в VII в. и были обусловлены внешними факторами: разрушение Иерусалима персами в 614 г. сопровождалось многочисленными жертвами, главным образом, среди городских спудеев, не оставивших своих храмов и общин, а последовавшая вскоре оккупация Палестины арабами-мусульманами и падение Иерусалима в 637 г. стали причиной необратимых социальных и демографических изменений в регионе, что, в свою очередь, привело к изменениям в социальной структуре христианского сообщества.

 



 
PR-CY.ru