ВЕРНЫЕ

ВЕРНЫЕ (лат. fideles) – те из христиан, кто уже принял крещение (в противоположность оглашаемым) и регулярно участвует в таинстве евхаристии. В Новом Завете верными называются все уверовавшие во Христа (Деян. 10:45; Еф. 1:1; Кол. 1:1; 1 Тим. 4:3, 6:2; 1 Петр. 1:21; ср.: Ин. 20:27). Во время земной жизни Христа Его последователи именовались учениками; этот термин встречается во всех Евангелиях и Деяниях св. апостолов. В Посланиях к последователям Христа прилагаются различные наименования: «братья», «святые» (1 Кор. 6:2; 2 Кор. 13:12; Флп. 4:22; Евр. 3:1), «подражатели» (1 Кор. 11:1; 1 Фес. 1:6; 2:14), «избранные» (1 Петр. 1:1; Кол. 3:12), «(при)званные» (Рим. 1:6–7; 8:28; 1 Кор. 1:2, 24); в этот синонимический ряд входит и термин «верные». Верные должны открыто исповедать свою веру, прежде всего, в принятии таинства крещения. К неверным относятся язычники (1 Кор. 6:6; 7:12; 14:22; 2 Кор. 6:14; 1 Тим. 5:8). Термин «верные» в раннехристианский период встречается в надписях (например, рядом с известной карикатурой на Распятие (Алексамен поклоняется своему Богу; III в.) найдена надпись, в которой упоминается то же лицо как «Alexamenos fidelis»). Если у мужей апостольских верными называются ещё все члены церкви, то, начиная с III в., с развитием института оглашения, так начинают называть только одну из категорий членов церкви – крещёных в противоположность оглашаемым, которые, уже считаясь христианами, ещё не имели права участвовать в таинствах. Именно полноценное участие в таинствах являлось для св. отцов основным критерием отличия верных. Строгая покаянная дисциплина исключала из их числа всех кающихся. Некоторые из них должны были уходить вместе с «оглашенными», другие именовались «купно стоящими», т.к. могли участвовать вместе с верными в молитвах, но не приобщаться Святых Таин. Однако св. отцы подчёркивали, что верные не избавлены от действия страстей и могут впадать в прегрешения разной степени тяжести. Считалось, что у еретиков, которые, конечно, не относились к числу верных, тоже были свои верные. Различение среди христиан верных, оглашаемых и кающихся получило литургическое выражение в том, что на Востоке чин Божественной литургии разделяется на «литургию оглашенных» (центр которой – библейские чтения и проповедь) и «литургию верных» (центр которой – анафора и причащение Святых Таин). Литургия верных начинается с возгласа диакона: «Оглашенные, изыдите... Верные, Господу помолимся!» (отмечается уже в памятниках IV в.), далее следуют ектения (первоначально мирная; после IV–V вв. была сокращена – так, в поздневизантийской традиции вместо неё в этом месте читаются две краткие ектении верных (в греческой приходской практике часто сокращаются) с молитвами верных) и молитвы верных (две или три; тексты молитв верных традиционных восточных литургий восходят к IV в.). На латинском Западе в раннее Средневековье значение термина «верные» изменилось, он начал относиться к окружению правителей (например, в Капитуляриях франкских королей). В папских и соборных документах католической церкви используется наименование «christifideles» («верные Христу»), которое часто относится только к мирянам и противопоставляется клиру. Кроме того, на основных службах суточного круга читаются особые молитвы «за усопших верных» («pro fidelibus defunctis»).

 
PR-CY.ru