ВОСТОЧНО-СИРИЙСКИЙ ОБРЯД - Страница 9

Упорядочение основных служб суточного круга произошло при патриархе Ишояве III в 650–651 гг. После IX в., судя по сочинению «Изложение церковных служб», существенных изменений не происходило. Большое число молитв и песнопений составил в XII в. патриарх Илия III Абу Халим. Корпус гимнографических текстов был значительно пополнен Георгием Вардой (ум. до 1300 г.), Шлемоном, митрополитом Басрским (XIII в.), и католикосом Ябаллахой II (1190–1222 гг.). Как и в других литургических традициях, праздничное и будничное богослужения различаются. В воскресные дни, в господские праздники и в дни памяти святых (к которым относятся и праздники в честь Владычицы Марии) совершается продолжительное бдение. Памяти святых обычно совершаются по пятницам, поскольку большинство из них – мученики, и воспоминание их страданий соединяется с воспоминанием Крестной смерти Спасителя (но есть и неподвижные памяти, например, св. Георгия 24 апреля). Основными службами суточного круга являются вечерняя служба, ночная служба, утренняя служба. В дни, когда совершается бдение, между ночной и утренней службами вставляется ещё одна – «песни бдения». Великим постом совершаются службы малых часов – третьего и шестого, а в дни праздников – повечерие. Наиболее древними и стабильными по составу являются утренняя служба и «песни бдения». Эти службы в меньшей степени зависят от литургического года и рассчитаны на соборные храмы (в их составе присутствуют торжественные процессии, восхождения на виму, каждение и т.п.). В древний суточный круг, как полагают исследователи, входила и исчезнувшая ныне полунощница. Наименее древней и наименее зависящей от годового круга является ночная служба, которая в значительной степени складывалась под влиянием монашеского богослужения. При бдении в отличие от византийской традиции соединяются не вечерня и утреня, а повечерие, ночная служба и утреня. Все службы начинаются с великого славословия, молитвы Господней «Отче наш» и священнической молитвы. Великое славословие в начале служб ни древними комментаторами, ни в рукописях раньше XV в. не упоминается. Чтение «Отче наш» в начале и в конце всех служб было введено в IX в. патриархом Тимофеем I в связи с полемикой с сиро-яковитами. Когда эта молитва читается в начале службы, в ней после слов «Да святится имя Твоё» присутствует характерная только для восточно-сирийского обряда вставка «Свят, Свят, Свят». Вечерняя служба напоминает литургию оглашенных. После начальных молитв читаются (а в праздники поются) псалмы, завершением которых служит священническая молитва (по мнению исследователей, эта часть вечерни представляет собой остаток службы девятого часа). После этого отверзается завеса алтаря, зажигаются светильники, и совершается обряд каждения, во время которого поются особый тропарь и гимн «Тебя, Господи». В древности в этот момент в храм входил епископ. Далее поются изменяемый в зависимости от периода литургического года псалом или часть псалма с «Аллилуия» и девять тропарей. Этот блок появился в составе вечерни не раньше XI в. После вечерних псалмов (Пс. 140, 141, 118 (не полностью) и 116), присутствующих в чине, как и в византийской традиции, поются части псалма с «Аллилуия» и девять тропарей. Служба завершается дьяконской ектенией, Трисвятым и главопреклонной молитвой. После священнического благословения завеса алтаря закрывается.

 



 
PR-CY.ru