ВОСТОЧНО-СИРИЙСКИЙ ОБРЯД - Страница 6

Литургия освящения (или верных) состоит из следующих элементов: умовения рук епископом; тропаря тайн; accessus ad altare (в отличие от византийской традиции приближение к престолу совершается без перенесения Даров, которые заранее приносятся в святилище священником или диаконом и остаются на престоле покрытыми до эпиклесиса); молитвы иерея перед входом в алтарь; пения Символа веры; диаконской ектении, во время которой священник совершает целование престола; священнической молитвы-апологии и молитвы-благодарения; преподания мира; диаконского призыва перед анафорой («Станем добре»); снятия покрова с Даров и каждения; анафоры; молитвы о мире (ср.: Ин. 14:27). Литургия причащения строится по следующей схеме: священническая молитва перед преломлением Агнца; возношение Агнца; преломление и соединение Агнца после погружения одной его половины в св. Чашу; священническое благословение; дьяконская ектения; чтение молитвы «Отче наш»; возглашение «Святая – святым»; общее исповедание веры («Един свят Отец, един свят Сын, един свят Дух! Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу во веки веков»); причащение священнослужителей, во время которого поётся причастен; причащение мирян; благодарственная молитва; молитва «Отче наш»; заключительное благословение (печать); раздача евлогии. В древности в церквах сирийской традиции был распространён чин крещения без послекрещального помазания, но с обязательным причащением как завершением чина. Современное чинопоследование сформировалось в VII в., при патриархе Ишояве III, когда стали крестить преимущественно младенцев, а катехуменат был отменён. Чин крещения делится на три части. Первая по структуре напоминает литургию оглашенных и может совершаться отдельно от крещения. Она состоит из возложения руки и нанесения знамения креста св. елеем из «рога помазания» на лоб крещаемого, во время которого поются антифоны, гимн «Тебя, Господи» и Трисвятое, из чтения Священного Писания (1 Кор. 10:1–13 и Ин. 2:23–3:8), ектении, молитвы возложения рук и отпуста. Вторая часть чина крещения включает: освящение елея в сосуде (сначала читается Символ веры, затем священническая молитва-апология и молитва освящения, в составе которой присутствует эпиклесис; новый елей знаменуется елеем из «рога помазания»), молитву водоосвящения (в ней также присутствует эпиклесис, а в крещальную воду крестообразно вливается елей из «рога помазания»), помазание елеем из сосуда всего тела крещаемого (священник помазывает грудь крещаемого, а дьякон растирает елей по всему телу), погружение в воду «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». В третьей части чина происходит облачение новокрещёного в светлые одежды, возложение руки священника и помазание органов чувств, объявление о том, что таинство крещения совершилось. Вопрос о существовании в восточно-сирийском обряде таинства миропомазания или аналога католической конфирмации долгое время оставался открытым. В настоящее время утвердилось мнение, что в восточно-сирийском обряде сохранилось более древнее богословие таинства крещения, в котором освящающее значение имеет весь чин от начала до конца. Получение дара Святого Духа является не итогом очищения от грехов в крещальной воде, а основной действующей силой, ведущей к усыновлению Богом через спогребение Христу в водах крещения.

 



 
PR-CY.ru