ВОСТОЧНО-СИРИЙСКИЙ ОБРЯД - Страница 5

В настоящее время чин литургии – один и тот же при всех трёх анафорах. Однако в древних рукописях рубрики к анафоре Нестория отличаются от рубрик к двум другим анафорам (воспроизведены в некоторых современных изданиях). Традиционно евхаристическое богослужение совершается утром по воскресеньям и в дни праздников. На первой и четвёртой седмицах Великого поста и на Страстной седмице литургия совершается вечером. В Средние века в период Великого поста совершался обряд причащения преждеосвящёнными Дарами. По преданию, патриарх Гиваргис II (828–830 гг.) перенёс совершение этого обряда с утра на вечер. Литургия состоит из трёх частей: литургий слова, освящения и причащения, которые внешне соединены последовательным продвижением священнослужителей сначала к виме для чтения Священного Писания, а затем от неё к алтарю для освящения Даров. В средневековых комментариях эти процессии толкуются как символы Воплощения и Искупления. Схема литургии слова (или оглашенных) выглядит следующим образом: великое славословие; «Отче наш» со вставкой «Свят, Свят, Свят»; молитва священника; три антифонных псалма с припевом «Аллилуия»; входной псалмический стих; диаконское возглашение: «Да будет мир с нами!»; две молитвы священника (первая – прославляющая Имя Божье; вторая – приуготовительная к шествию); процессия с крестом, свечами, кадильницей и Евангелием на виму (при архиерейском богослужении – восхождение епископа на кафедру, где он остаётся до начала анафоры), во время которого поются тропари храма либо тропари в честь праздника и тропарь кресту, а затем – гимн «Тебя, Господи»; после восхождения на виму совершаются каждение, пение Трисвятого и чтение Священного Писания. На литургии всегда бывает два чтения из Ветхого Завета, которые называются «Закон» (из Пятикнижия) и «Пророки», хотя бывает так, что оба чтения берутся из пророческих книг (например, на Рождество Христово) или вместо второго из них читаются Деяния святых Апостолов (например, с понедельника по пятницу Светлой седмицы). За ними следуют чтения из Апостола и Евангелия. В восточно-сирийском обряде существуют две основные лекционарные системы: кафедрального собора Селевкии-Ктесифона и Высокого монастыря, расположенного у реки Тигр вблизи Мосула. Первая сохранилась во многих рукописях (древнейшая IX–X вв.), бо́льшая часть которых содержит только новозаветные чтения. В целом она восходит к иерусалимской традиции. Совпадение чтений в двух системах наблюдается только на первой седмице Великого поста. Перед чтением Апостола поётся изменяемый по дням стих псалма с «Аллилуия» (именуемый «начало»; другое название происходит от лат. statio – стояние). Далее следуют священническая молитва перед Апостолом и благословение читающего. Во время чтения Апостола совершается каждение. После окончания чтения поётся другой стих псалма с «аллилуия», в некоторые дни заменяемый небиблейскими текстами. После Евангелия полагается проповедь. Далее следуют две ектении (прошение с многократным «Господи, помилуй» и провозглашение), священническая молитва, главопреклонение, возложение рук и удаление оглашенных и кающихся.

 



 
PR-CY.ru