ВОСТОЧНО-СИРИЙСКИЙ ОБРЯД - Страница 3

В восточной части диаконника находятся мощи или саркофаг святого – покровителя храма или местности. Здесь также хранятся священные облачения, елей и вино. В баптистерии имеется две двери: внешняя, для входа со двора, и внутренняя, ведущая в храм. Внутри баптистерия находятся купель, столик для помазания, алтарь с крестом и Евангелием. В северной стене делается окошко для священника, через которое он при крещении женщин благословляет воду и совершает помазание св. елеем. На востоке дворика находятся крест и помост для священников. В условиях жаркого климата здесь могут совершаться службы суточного круга. Во дворе устраивается колодец. В пределах церковной ограды принято хоронить клириков. В настоящее время традиционное храмовое устройство упрощено. Наиболее известное символическое толкование устройства храма принадлежит перу Юханнана бар Зоби (ум. в 1235 г.). Богословие таинств Церкви Востока в значительной мере основывается на трудах представителей антиохийской школы (прежде всего, «блаженного Толкователя» – Феодора Мопсуестийского). Таинства понимаются как воспроизведение искупительных деяний и Крестной смерти Иисуса Христа и как указание на Его грядущее Второе пришествие. Таинства помогают человеку при сохранении его свободной воли преодолеть удобопреклонность ко греху и обрести спасение. Число таинств разные авторы определяют по-разному. Список из семи таинств появляется только в XIV в., как полагают исследователи, под влиянием католического богословия. Тем не менее, перечень таинств в этом списке отличается от принятого в католической церкви. В неопубликованном творении патриарха Тимофея II (1318–1332 гг.) перечисляется семь таинств: священство, освящение престола, крещение, евхаристия, монашество, погребение и брак. Его старший современник Авдишо бар Бриха (ум. в 1318 г.) относил к таинствам священство, крещение, миропомазание, евхаристию, освящение закваски, покаяние и крест (или брак и девство). У других авторов отмечается исключительная важность только двух таинств – крещения и евхаристии (например, у Юханнана бар Зоби). Однако в 2001 г. Синод Ассирийской Церкви Востока утвердил в качестве официального список семи таинств в том виде, как он приводится у Авдишо бар Бриха. Таинство евхаристии называется тайна (термин обычно обозначает всё чинопоследование литургии) или освящение (этим термином обозначается, прежде всего, центральная молитва литургии – анафора). В настоящее время в употреблении находится три анафоры: Аддая и Мари, Феодора Мопсуестийского и Нестория. Однако, согласно автору XI в. Абдаллаху ибн ат-Тайибу, св. отцы, жившие прежде патриарха Ишоява III, знали четвёртую анафору – Иоанна Златоуста. Ещё одна анафора сохранилась во фрагментах. Каждая из основных анафор состоит из нескольких частей, имеющих трёхчленную структуру: прошение (основная молитва), преклонение (молитва, которая тихо произносится священником, склонившимся перед алтарём), возглашение. В анафоре Нестория – шесть гхант, в двух других – по пять. Главной является анафора апостолов Аддая и Мари, которые, по преданию, были спутниками апостола Фомы и почитаются как просветители Востока. Она также называется анафорой апостолов или первой анафорой. Принято считать, что эта оригинальная сирийская анафора составлена ещё в III в. и архаична по структуре.

 



 
PR-CY.ru