ВХОД - Страница 5

Затем совершается диалог между предстоятелем и сослужащими, во время которого сослужащие словами Лк. 1:35b желают предстоятелю благодатной помощи при совершении таинства Евхаристии, а тот поминает сослужащих. К этому времени хор заканчивает херувимскую песнь, и дьякон возглашает просительную ектению (при архиерейском служении её предваряют осенение дикирием и трикирием и, если есть, священническая хиротония), а предстоятель читает молитву приношения (начало этой молитвы есть в литургии Василия Великого и в литургии Иоанна Златоуста). Слово «приношение» в заглавии молитвы является древним наименованием анафоры, т.е. заглавие относится не только к этой молитве, но и ко всей последующей литургии верных. По содержанию молитва приношения является молением Бога о принятии принесённых хлеба и вина, так и молитвой священнослужителей о себе перед началом совершения таинства; тем самым эта молитва соединяет в себе оба смысла великого входа – чина принесения Даров и одновременно чина accessus ad altare (к элементам чина accessus ad altare в составе великого входа кроме этой молитвы относятся умовение рук, молитва «Никтоже достоин» и диалог предстоятеля и сослужащих). При совершении литургии без дьякона великий вход проходит по тому же чину, но без диалогов между предстоятелем и дьяконом. В чине литургии преждеосвящённых Даров великий вход имеет более простой порядок: не произносятся поминовения, отсутствует диалог предстоятеля и сослужащих и т.д. Лучшее историческое исследование о великом входе в византийской литургии – монография Роберта Тафта; основные выводы из неё повторены в работах Н.Д. Успенского. В традиции символических толкований литургии великий вход, начиная с Феодора Мопсуестийского, связывается со Страстями или погребением Спасителя. Именно такое толкование великого входа даёт, например, Псевдо-Герман; этим же определяется выбор тропарей для чтения при поставлении Даров на св. престол. Однако существуют и другие интерпретации великого входа: Максим Исповедник видел в нём символ откровения людям Божественной тайны домостроительства спасения; Николай и Феодор Андидские и Николай Кавасила сравнивали его со Входом Господним в Иерусалим; Симеон Солунский объяснял его как символическое указание на Второе пришествие. По принятому ныне в православной церкви Иерусалимскому уставу, вечерний вход является главным отличительным признаком великой, т.е. праздничной, вечерни (как в составе всенощного бдения, так и отдельно). Вечерний вход обычно совершается с кадилом, но если на вечерне (или следующей за ней литургии) читается Евангелие, то с Евангелием.

 



 
PR-CY.ru