ВХОД - Страница 4

Затем предстоятель, воздев руки, трижды читает вместе с дьяконом херувимскую песнь; сослужащие целуют св. престол и кланяются друг другу и (священники) народу, испрашивая прощение, и отходят к жертвеннику. Предстоятель кадит Дары, берёт с них воздух (дьякон: «Возьми, Владыко») и возлагает его на плечо диакону, произнося: «Возьмите руки ваши вставая и благословите Господа». За архиерейской службой принято, чтобы в этот момент архиерей изъял несколько частиц из просфор (в современной греческой практике архиерей полностью заканчивает чин проскомидии) и поместил их на дискос; до XVII в. такой традиции не было. После этого предстоятель передаёт дискос в руки стоящему на одном колене дьякону (в греческой практике предстоятель произносит при этом слова Пс. 46:6) и сам берёт в руки потир; при участии в службе многих священников потир несёт старший священник, остальные держат в руках кресты, копия и лжицы, евхаристические тарели; при архиерейском служении епископ подаёт потир и другие предметы священникам и возвращается к св. престолу. Процессия, предваряемая свещеносцами и дьяконами с кадилами (при участии в службе только одного дьякона он несёт и кадило, и дискос; при службе без дьякона дискос несёт священник, кадило – свещеносец), при архиерейской службе также дьяконом с митрой и омофором и иподьяконами с посохом, дикирием, трикирием и рипидами, исходит через северные двери на солею; при появлении процессии хор прерывает пение херувимской песни. На солее дьякон с дискосом и священники становятся лицом к народу (при архиерейском служении священники становятся по сторонам от св. врат лицом друг к другу, а протодьякон становится в св. вратах) и произносят поминовения патриарха и епархиального архиерея, духовенства и народа (сначала дьякон, затем священники по старшинству, начиная со второго, но заканчивая первым; при архиерейской службе поминовения произносит архиерей). Как полагают исследователи, поминовения на великом входе были первоначально молитвенными пожеланиями, произносившимися клириками во время их шествия по храму из скевофилакия в алтарь; текст поминовений долгое время оставался нестабильным и в настоящее время различается в славянских и греческих церквах. После окончания поминовений священнослужители осеняют народ священными сосудами и крестами, которые держат в руках, и входят в алтарь, негромко поминая друг друга (хор продолжает пение херувимской песни). При служении литургии священническим чином дьякон с дискосом останавливается у угла престола, став на одно колено и держа дискос возле головы; старший священник, войдя в алтарь, поставляет на св. престол сначала потир, затем дискос, взяв тот у дьякона. За архиерейской литургией дискос и потир по очереди поставляет на св. престол сам архиерей, покадив каждый из них, произнеся поминовение и приняв в св. вратах сначала дискос у протодьякона, затем потир у старшего иерея. После вхождения процессии в алтарь дьякон кадит свещеносцев, делая им знак войти в алтарь через боковые двери, и (при обычном священническом служении) затворяет св. врата и завесу алтаря. Предстоятель, поставив дискос и потир на св. престол, снимает с них покровцы, берёт воздух с плеча дьякона и, покадив его, покрывает им дискос и потир вместе, читая тропари и стихи Пс. 50:20–21.

 



 
PR-CY.ru