Словарь по христианству В ВХОД

ВХОД

ВХОД – в православном богослужении торжественная процессия священнослужителей, центральным моментом которой является вход через св. врата в алтарь. Во время Божественной литургии совершаются два входа – малый и великий; вход может также происходить во время вечерни и утрени. Малый вход – это заключительный момент энарксиса (начальной части) литургии, непосредственно примыкающий к последнему из трёх литургийных антифонов. Первоначально малый вход представлял собой торжественное вхождение в храм священнослужителей и народа, открывавшее константинопольский чин литургии. По крайней мере, ещё в VII в. Максим Исповедник называет малый вход «входом в церковь» архиерея вместе с народом. После VIII в., с появлением трёх антифонов в начале литургии до входа, малый вход принял вид символического шествия, исходящего из алтаря через северные двери (поэтому малый, как и великий, вход иногда называют не «входом», а «выходом») и вновь входящего в него через св. врата, и остаётся таким до настоящего времени. Первоначальное значение малый вход отчасти сохранил только при служении литургии архиереем, поскольку в практике до XI–XII вв. архиерей или вовсе не участвовал в службе трёх антифонов, или находился в это время в притворе, входя в храм и в алтарь во время малого входа; затем обычным при архиерейской службе стал такой порядок, что архиерей слушает три антифона, стоя в середине храма, и входит в алтарь во время малого входа. Малый вход также называется «вход с Евангелием», т.к. во время него обязательно износится напрестольное Евангелие. Изнесение Евангелия имеет символическое значение; в древности это могло иметь и практическое значение, поскольку ценные служебные Евангелия часто хранились в ризницах или сосудохранительницах, и их могли приносить в храм специально для службы во время малого входа. Процессия малого входа начинается у св. престола: с пением третьего антифона один из служащих священников, поцеловав вместе с дьяконом св. трапезу, подаёт дьякону Евангелие, и все священнослужители (епископ, если совершается литургия архиерейским чином, находится в середине храма), обойдя св. престол, исходят из алтаря через северные двери. Процессию, состоящую из дьякона с Евангелием, сослужащих и старшего священника, предваряют свещеносцы и дьяконы с кадилами. Во время процессии дьякон негромко возглашает: «Господу помолимся», и предстоятель читает молитву входа. В рукописях и печатных изданиях византийских литургий Василия Великого и Иоанна Златоуста обычной молитвой входа является молитва «Владыко, Господи наш…», в которой земная служба сравнивается с небесным ангельским служением и испрашивается сослужение ангелов людям за наступающей литургией. Однако в формулярах литургий Иоанна Златоуста и апостола Петра периферийных греческих Евхологиев (где к константинопольской основе прибавлены неконстантинопольские элементы) встречается ещё одна молитва малого входа: «Благодетель и Создатель всякого творения, прими входящую Церковь...», являющаяся молением о верных, предстающих перед Богом для совершения службы. Эта молитва встречается и в древнерусских Служебниках XIII–XIV вв., но не в качестве молитвы малого входа, а как молитва «за входящая в церковь» или в составе молитвословий великого входа; известна она и в грузинских рукописях.

 



 
PR-CY.ru