ВХОДНЫЕ МОЛИТВЫ - Страница 2

Утверждённое на Стоглавом Соборе последование вошло в первопечатные русские Служебники и использовалось до реформ середины XVII в. Оно состоит из двух частей, до входа в храм и в храме, и имеет сложный порядок. В ходе литургических реформ середины XVII в. русский чин входных молитв был приведён в полное соответствие с изложенным в греческих старопечатных изданиях и остаётся таким до настоящего времени в славянских и в греческих церквах. Он состоит из одной части, которая совершается диаконом и священником (в епитрахили) перед св. вратами и включает обычное начало, покаянные тропари, а также тропари, во время которых священнослужители прикладываются к иконам Спасителя и Божьей Матери в местном ряду, молитву «Господи, ниспошли руку Твою» (её читает не диакон, а священник), поклоны (которыми священнослужители испрашивают прощение у Бога, друг у друга и у народа), Пс. 5:8b – 13 (в это время священнослужители входят в алтарь, поклоняются св. престолу и прикладываются к нему). Вслед за входными молитвами совершается облачение. В особых случаях чин входных молитв несколько меняется: при совершении литургии преждеосвящённых Даров опускается молитва «Господи, ниспошли руку Твою», а на Светлой седмице принято сразу после священнического возгласа вместо обычного начала и покаянных тропарей и перед тропарями на целование местных образов читать трижды тропарь Пасхи, а затем те пасхальные ипакои, кондак и три тропаря, которые входят в состав часов Пасхи. Дониконовский русский чин входных молитв ныне используется только в единоверческой и старообрядческой практике, но отчасти он сохранился в чине входных молитв при архиерейском служении: в современной русской практике торжественная встреча архиерея начинается с «Достойно есть» или задостойника и отпуста (след от первой части входных молитв в дониконовской практике), а помимо икон Спасителя и Божьей Матери в местном ряду архиерей обычно прикладывается и к иконе храмового святого или праздника, с чтением соответствующего тропаря (целование храмовой иконы встречается как местный обычай и в приходской практике).



 
PR-CY.ru