ВАТИКАНСКИЙ КОДЕКС - Страница 2

Система деления новозаветного текста на главы является более древней, чем та, которая характерна для большинства пергаменных рукописей Нового Завета. Например, Второе послание Петра не выделено среди других, как полагают исследователи, потому, что система деления появилась раньше того времени, когда оно стало считаться каноническим. Кроме того, в Посланиях апостола Павла нумерация глав единая, начиная от Послания к Римлянам и далее. Послание к евреям следует за Посланиями к Фессалоникийцам; однако порядок нумерации показывает, что в рукописи, с которой переписывался Ватиканский кодекс, Послание к Евреям находилось сразу после Послания к Галатам. Деление текста Деяний апостолов на 36 глав также отличается от принятого в большинстве рукописей. Гульельмо Кавалло предложил датировать рукопись около 350 г. (после 328 г., но до 360 г.); вероятное место создания рукописи – Египет, раньше назывались Рим (Фентон Джон Хорт), Малая Азия, Кесария (Д.Р. Харрис, А. Робинсон). Долгое время две гипотезы имели значительное число сторонников; приверженцы первой считали, что Ватиканский и Синайский кодексы входили в число 50 рукописей, которые были подготовлены Евсевием Кесарийским для императора Константина в начале 330 г.; другие предполагали, что Ватиканский кодекс мог быть заказан императором Констанцием II (337–361 гг.) Афанасию I Великому во время его пребывания в Риме в 340 г., т.к. порядок книг Нового Завета в Ватиканском кодексе соответствует перечню, изложенному в 39-м пасхальном Послании Афанасия I Великого (367 г.). Ватиканский кодекс – одна из самых ценных в текстологическом отношении рукописей. На нём основано римское издание Септуагинты (1587 г.), текст Ветхого Завета из этого кодекса был выбран для кембриджских изданий Септуагинты (1788–1827; 1887–1894; 1906–1940 гг.), Нового Завета – для изданий Брука Фоста Уэсткотта и Фентона Джона Хорта (1881–1882 гг.). В основном, текст Ветхого Завета представляет собой вариант текста Септуагинты, который был в обращении в III в. и использовался Оригеном при составлении Гекзапл, поэтому Ватиканский кодекс оказался менее подвержен влиянию Гекзапл, чем многие другие рукописи. С.М. Мартини показал, что текст Евангелия от Луки в кодексе, в основном, схож с тем текстом, который встречается в папирусе Бодмера XIV–XV вв. (начало III в. н.э.). К.Л. Портер доказал, что это относится и к Евангелию от Иоанна. Текст Посланий апостола Павла, по мнению Г. Цунца, отражает прото-александрийский тип текста примерно 200 г. н.э. со следами более ранней традиции, восходящей к корпусу Посланий апостола Павла, собранному около 100 г.



 
PR-CY.ru