«ВЕЛИЧИТ ДУША МОЯ ГОСПОДА» - Страница 6

Песнь «Величит душа моя Господа» никогда не опускается (кроме тех дней, когда это положено по уставу), в отличие от остальных библейских песней. Существует икона «Величит душа моя Господа», иллюстрирующая содержание песни. В большинстве восточных обрядов песнь «Величит душа моя Господа» поётся на утрене. В древнем армянском обряде, согласно реконструкции Г. Винклер, «Величит душа моя Господа» и песнь Захарии исполнялись вместе на ночной службе, перед литанией и чтением Евангелия. В современном армянском чине утрени «Величит душа моя Господа» поётся после песни вавилонских отроков и перед песнями Захарии и Симеона, причём песни вавилонских отроков и «Величит душа моя Господа» сопровождаются особыми припевами (как полагают исследователи, это та же традиция, что в греческих памятниках VII в.). В западно-сирийском обряде «Величит душа моя Господа» входит в состав утренней или ночной служб; в восточно-сирийском обряде исполняется редко, только на Богородичные праздники. В современном коптском обряде песнь «Величит душа моя Господа» отсутствует, но в одном из эфиопских Часословов (в Эфиопской церкви сосуществуют несколько Часословов), имеющем коптскую основу, она указана после хвалитных псалмов на службе «при пении петуха». По другому эфиопскому Часослову песнь Богородицы ежедневно поётся на третьем часе. В практике западного монашества V–VI вв. песнь «Величит душа моя Господа» поначалу могла быть одним из песнопений праздничной утрени; та же традиция сохранялась и в испано-мосарабском обряде. Однако в богослужении бенедиктинского монашества она стала ежедневным песнопением вечерни. В этом качестве она вошла в традиционный римский Бревиарий и сохранила своё место даже после масштабных реформ XX в. Вслед за католиками англикане и протестанты также поют «Величит душа моя Господа» во время вечерней службы. Известно несколько напевов «Величит душа моя Господа»: обиходный, знаменный распев (в первоголосном изложении, в гармонизации), так называемый киевский и его варианты, Яблочинского монастыря, Ф. Мясникова и др. В певческой практике РПЦ чаще используется обиходный или так называемый киевский напевы; иногда «Величит душа моя Господа» может распеваться на гласовый напев ирмосов или других жанров, если структура напева представляет чередование двух мелодических строк (например, на шестой «болгарский»). В старообрядческой практике исполняется «по напевке» (как полагают исследователи, устная версия знаменного распева). Существуют также оригинальные музыкальные сочинения на текст «Величит душа моя Господа», принадлежащие Александру Андреевичу Архангельскому, Павлу Григорьевичу Чеснокову, Георгию Ивановичу Рютову и другим композиторам. Во время пения «Величит душа моя Господа» совершается благовест из девяти или большего количества ударов.



 
PR-CY.ru