«ВЕЛИЧИТ ДУША МОЯ ГОСПОДА» - Страница 5

Однако в некоторые дни «Величит душа моя Господа» отменяется, но не заменяется припевами: во всю Страстную седмицу (включая Лазареву субботу и Неделю ваий); в Недели (воскресенья) Цветной Триоди со второй по шестую; на Преполовение и его отдание; в понедельник Святого Духа и на отдание Пятидесятницы (на саму Пятидесятницу особый припев в Типиконе не указан, но он традиционно выписывается в певческих книгах). В современной греческой практике «Величит душа моя Господа» может отсутствовать за богослужением также и в дни памяти наиболее почитаемых святых. Эта традиция известна и в РПЦ: существуют варианты последований князя Александра Невского и великомученика Пантелеимона, где «Величит душа моя Господа» заменена праздничными припевами. При совпадении праздников, имеющих припевы на девятой песни, с воскресными днями, в современной греческой практике обычно отдают предпочтение припевам, а не ««Величит душа моя Господа». Возглас «Богородица и Матерь света…» на практике произносится не перед св. престолом, а перед иконой Божьей Матери в местном ряду иконостаса (каждение алтаря обычно происходит заранее – во время восьмой песни канона). В те дни, когда «Величит душа моя Господа» отменена, каждение во время девятой песни всё равно совершается. В РПЦ принято в таких случаях не произносить возглас «Богородица и Матерь света…» (как правило, вместо возгласа диакон или священник поёт первый из праздничных припевов, стоя перед иконой праздника); в греческой практике возглас всё равно произносится. Помимо утрени возглас «Богородица и Матерь света…» входит в состав панихиды по усопшим, но там он произносится не до девятой песни канона, а после неё. Вслед за возгласом хор поёт «…Души праведных…» и ирмос девятой песни канона (канон на панихиде следует брать из субботней службы Октоиха текущего гласа) – аналогично стиху «Достойно есть» и ирмосу «Честнейшую» в конце девятой песни канона утрени. Некоторым аналогом «Величит душа моя Господа» являются припевы в конце канона на общем молебне Божьей Матери, во время которых должно совершаться каждение. В традиции греческих церквей циклы таких припевов (называемые так же, как и праздничные припевы на девятой песни канона утрени) существуют для большинства почитаемых святых и икон Божьей Матери. Поскольку в основе современной лекционарной системы православной церкви лежит послеиконоборческая лекционарная система Константинополя, отражённая в Типиконе Великой церкви, современные богослужебные книги используют стихи «Величит душа моя Господа» в качестве прокимна на Богородичные праздники – как и в Типиконе Великой церкви, – а также в качестве прокимна на литургии среды, если не случится праздника или попразднства. «Величит душа моя Господа», будучи одновременно прославлением Божьей Матери и изречёнными Ею Самой словами, занимает в православном богослужении важное место и является одним из основных текстов утрени.

 



 
PR-CY.ru