«ВЕЛИЧИТ ДУША МОЯ ГОСПОДА» - Страница 3

В древнем (IV–X вв.) кафедральном богослужении Иерусалима, согласно грузинскому переводу иерусалимского Лекционария, песнь «Величит душа моя Господа» пели на Благовещение и другие Богородичные праздники. По Студийскому и Иерусалимскому уставам, первый из которых получил в IX–XII вв. широкое распространение в византийской монашеской среде, а второй был принят после XII–XIV вв. в православной церкви повсеместно, «Величит душа моя Господа» входит в структуру канона утрени (он состоит из девяти (или десяти) библейских песней), занимая место после песни вавилонских отроков. Чин богослужения с девятью библейскими песнями впервые встречается в описании воскресного всенощного бдения у аввы Нила, жившего на Синае в VII в. – по «Повествованию отцов Иоанна и Софрония», из 23 главы «Толкований на молитву Господню» Никона Черногорца (XI в.). Здесь же упоминается практика петь тропари на песнях вавилонских отроков и «Величит душа моя Господа» (чего, по мнению аввы Нила, не должно быть в богослужении монахов-отшельников); как полагают исследователи, имеется в виду практика пения на этих песнях двупеснцев, аналогичных сохранившемуся в папирусе VII в. В полном каноне, который является центральным гимнографическим текстом утрени по Студийскому и Иерусалимскому уставам, ирмос девятой песни обычно посвящён Божьей Матери или даже содержит прямые аллюзии на«Величит душа моя Господа» (исследователи полагают, что «Величит душа моя Господа» была основой для девятой песни канона). Однако в первоначальной редакции Студийского синаксаря, к которой близок Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г., специальных сведений о «Величит душа моя Господа» нет; эта песнь даже не указана среди «отпелов» (антифонов) Типикона. Ничего не сообщает о «Величит душа моя Господа» и Евергетидский Типикон конца XI в. В Иерусалимском уставе порядок исполнения «Величит душа моя Господа» освещён подробно: она поётся между восьмой и девятой песнями канона утрени (основу восьмой песни канона утрени образует песнь вавилонских отроков; основу девятой – песнь пророка Захарии, отца Иоанна Предтечи), к каждому стиху «Величит душа моя Господа» припевается один и тот же припев – написанный Космой Маюмским ирмос девятой песни трипеснца Великой пятницы «Честнейшую херувим» (из-за этого в богослужебных книгах синонимом термина «Величит душа моя Господа» выступает термин «Честнейшую»). В конце девятой песни канона «Честнейшую херувим» может повторяться ещё раз с припевом «Достойно есть». Стихи «Величит душа моя Господа» с припевом «Честнейшую херувим» поются двумя хорами поочерёдно; для пения «Достойно есть» хоры сходятся. Исследователи полагают, что обычай исполнять «Величит душа моя Господа» таким способом появился уже в эпоху Студийского устава: в Мессинском Типиконе 1131 г. несколько раз упомянуты «семь обычных ирмосов Божией Матери», исполняемые после канона; предположительно, число 7 возникает благодаря соединению шести стихов «Величит душа моя Господа» со стихом «Достойно есть». Согласно Иерусалимскому уставу, пение «Величит душа моя Господа» на утрене начинается с того, что диакон (или священник), кадя св. престол, возглашает: «Богородица и Матерь света в песнех (или песнми) возвеличим» (в старых редакциях богослужебных книг – например, русских дониконовских, – возглас может не содержать слов «Матерь света»).

 



 
PR-CY.ru