«ВЕЛИЧИТ ДУША МОЯ ГОСПОДА» - Страница 2

Метрический размер песни не установлен. Гимн «Величит душа моя Господа» принадлежит к жанру хвалебных песен, традиционных для Ветхого Завета и имеющих характерный параллелизм в композиции (Г. Гункель, И. Маршалл, Фаррис, Ф. Бовон). Наиболее близки к «Величит душа моя Господа» те песни, которые по содержанию связаны с серьёзным вмешательством Бога в жизнь избранного народа (Исх. 15, Суд. 5, 1 Цар. 2, Авв. 3); кроме этих песней «Величит душа моя Господа» имеет близкие параллели и с некоторыми другими местами в тексте Ветхого Завета (Пс. 34:9 и др.). Песнь имеет схожую структуру с двумя другими, приводимыми Лукой в рассказе о детстве Христа (песни Захарии и Симеона): пророчество-исполнение-благодарение. Таким образом, «Величит душа моя Господа» может рассматриваться как последняя песнь Ветхого Завета и первая песнь Нового Завета, свидетельствующая об исполнении мессианских чаяний Израиля и всего человечества. В святоотеческой традиции гимн «Величит душа моя Господа» иногда рассматривается как пророчество о церкви. Песнь Богородицы как одно из немногочисленных евангельских изречений Пресвятой Марии и одновременно вдохновенный пророческий и поэтический текст получила в церкви богослужебное употребление. В качестве одной из библейских песней (между песнями вавилонских отроков и пророка Захарии) она под именем «молитвы» (как и песнь пророка Анны) присутствует уже в Александрийском кодексе Библии (V в.). Во многих более поздних памятниках (в частности, в современных богослужебных книгах православной церкви) «Величит душа моя Господа» часто помещается после песни вавилонских отроков. В эпоху зарождения гимнографического жанра канона песни вавилонских отроков и «Величит душа моя Господа» могли образовывать основу для двупеснца (неполного канона) – подобный пример сохранился в папирусе VII в., который содержит четырёхстрофные тропари с подзаголовками «на Благословите» (т.е. для исполнения с песнью вавилонских отроков) и «на Величит». Однако в памятниках константинопольского кафедрального богослужения IX–XII вв. (Типиконе Великой церкви и др.) «Величит душа моя Господа» помещается после песни пророка Анны и занимает в константинопольской системе 15 библейских песней седьмое место. Согласно певческой рукописи начала XV в., сохранившей распределение антифонов константинопольского песенного последования, «Величит душа моя Господа» вместе с песнью пророка Анны образовывала седьмой рядовой начальный антифон субботней утрени и пелась с припевом «Матерь святая чистого Света, ангельскими песньми Тя ублажая, величаем». Песнь «Величит душа моя Господа» (точнее, её начальные стихи) также использовалась в Типиконе Великой церкви в качестве прокимна на Богородичные праздники: Рождество (8 сентября), Введение во храм (21 ноября) и Собор Пресвятой Богородицы (26 декабря), Сретение Господне (2 февраля; праздник имеет признаки как Господского, так и Богородичного), Положение ризы (2 июля), Успение (15 августа) и Положение пояса Пресвятой Богородицы (31 августа), в субботу Акафиста, вторник Светлой седмицы, празднование дня освящения построенной патрицием Урбицием церкви Пресвятой Богородицы (вечером 1 сентября), а также на литии в день освящения Константинополя 11 мая (поскольку Константинополь считался городом Божьей Матери); стихи «Величит душа моя Господа» пелись в составе аллилуиария 9 июля, в среду Светлой седмицы и в понедельник второй седмицы по Пасхе.

 



 
PR-CY.ru