ВЕЛИКОЕ СЛАВОСЛОВИЕ - Страница 5

В русской богослужебной практике XV–XVII вв. сохранялся обычай совершать в конце Великого славословия на воскресных утренях (кроме периода пения Триоди) вход с Евангелием, официально этот обычай был закреплён Стоглавым Собором. Обычай утреннего входа, сопряжённого с чтением Евангелия, отмечен и в некоторых греческих рукописях Иерусалимского устава. Согласно рукописным русским Чиновникам и Обиходникам XVI–XVII вв. и первопечатному Уставу 1610 г., вход совершался во время Трисвятого (епископ, если он присутствовал на службе, во входе не участвовал, но ему подносили Евангелие для целования). Входной процессии предшествовал клирик с запрестольным Крестом. После входа и возгласа пели тропарь по образцу тропарей пророчеств (с повторением окончания тропаря на «Слава: И ныне:» и снова тропаря целиком), затем возглашался прокимен, и читалось Евангелие (воскресное, т.к. перед каноном читали Евангелие святого (если в этот день был почитаемый святой) или общее Божьей Матери); далее служба шла обычным ходом. Особое значение имел утренний вход в кафедральных храмах: для участия в нём время от времени должны были являться все городские священники. Утренний вход, помимо своей торжественности, позволял решить проблему выбора евангельского чтения утрени при совпадении Богородичного праздника с воскресным днём – оба Евангелия (праздника и воскресное) читались в разное время на утрене. В 1653 г. патриарх Никон упразднил практику совершения утреннего входа; однако несколько утренних входов (в изменённом виде – они представляют собой шествие с плащаницей или с Крестом) в современном русском Типиконе сохраняются: это входы на утренях Великой субботы, Крестопоклонной недели, 1 августа и 14 сентября. По принятому ныне в РПЦ Типикону, Великое славословие в первой («праздничной») редакции поётся на утрене во все воскресные дни; в субботы сыропустную, Акафиста, Лазареву и Великую; в те дни (кроме седмичных дней Великого поста), на которые попадают праздники или памяти святых с красным знаком, а также отдания двунадесятых праздников. Утреня этих дней, согласно общепринятой терминологии, – «славословная» (т.е. с пением Великого славословия в первой редакции) или «полиелейная» (т.е. с праздничной вставкой перед каноном и пением Великого славословия в первой редакции). Во все прочие дни (в том числе в праздники, выпадающие на будние дни Великого поста) Великое славословие читается во второй («вседневной») редакции. Оно расположено в заключительной части утрени (утреня должна, строго говоря, начинаться ночью затемно, так что Великое славословие отмечает собой рассвет) и следует сразу за хвалитными псалмами и стихирами (если стихир нет, что возможно только при Великом славословии во второй редакции, в конце псалмов на «Слава: И ныне:» читается общая стихира «Тебе слава подобает»).

 



 
PR-CY.ru