ВЕЛИКОЕ СЛАВОСЛОВИЕ - Страница 3

При этом во вседневной редакции третий раздел явно отделён от второго; в некоторых памятниках они даже разделяются вставными текстами – например, ектенией. Первая редакция Великого славословия присутствует уже в Александрийском кодексе Библии почти полностью (без стиха Пс. 32:22 и Трисвятого) и, таким образом, возникла не позднее V в. Вторая редакция составлена, как полагают исследователи, несколько позднее первой. Различие в употреблении редакций первоначально объяснялось местной традицией (первая редакция Великого славословия известна по александрийским и древним константинопольским памятникам, вторая – по палестинским), и лишь впоследствии, когда за богослужением в рамках одной традиции стали использоваться обе редакции, различие в употреблении приобрело значение различения праздничных и будних дней. Наиболее ранние памятники, достоверно свидетельствующие об использовании Великого славословия за богослужением, – это сочинение Псевдо-Афанасия «О девстве», где гимн входит в утреннее правило девы и следует за Пс. 62 и песнью вавилонских отроков. В главе 47 VII книги «Апостольских постановлений» гимн надписан как утренний. В проповедях Иоанна Златоуста, произнесённых в Антиохии, говорится о пении ангельского славословия (как полагают исследователи, Великого славословия) перед восходом солнца. Василий Великий в письме к Григорию Богослову, рассуждая о монашеской жизни, отмечает, что хорошо начинать день ещё до восхода солнца с песнопений в честь Создателя, подражая ангелам. Великое славословие вошло в состав утрени большинства обрядов как на Востоке, так и на Западе (кроме Рима, где оно было включено в состав торжественной мессы; с распространением на Западе римского обряда это стало всеобщей практикой католической церкви). Как правило, в чине утрени Великое славословие следует за хвалитными псалмами (Пс. 148–150). В палестинском Часослове, который используется в православной церкви, Великое славословие занимает место после хвалитных псалмов и стихир. В кафедральном константинопольском богослужении IX–XII вв. Великое славословие (в первой редакции) входило в состав утрени согласно песенному последованию и представляло собой заключительное песнопение второй части утрени, которую пели в центре храма. Слова «Слава в вышних» возглашались певцом (доместиком), который поднимался на амвон с крестом в руках, далее Великое славословие исполнял хор. В конце духовенство совершало вход в алтарь, именно поэтому Великое славословие было дополнено традиционным византийским входным песнопением – Трисвятым. После Трисвятого, по праздникам, пели тропарь и прокимен и читали Евангелие; далее происходила третья (последняя) часть утрени. В первоначальной версии Студийского синаксаря, к которой близок Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г., Великое славословие, напротив, весь год употреблялось только во второй редакции (при этом оно исполнялось нараспев). Единственное исключение составляла Великая суббота, когда Великое славословие и в студийской практике пели согласно первой редакции.

 



 
PR-CY.ru