ВЕЛИКОЕ СЛАВОСЛОВИЕ

ВЕЛИКОЕ СЛАВОСЛОВИЕ – древний христианский гимн, один из важнейших текстов утрени. Иное название – «Слава в вышних Богу» (по первым словам гимна). В православных богослужебных книгах Великое славословие содержится в двух редакциях. Первая из них в современной литургической терминологии собственно и называется «Великое славословие», вторая же обозначается по-разному, часто – «Слава в вышних Богу» или же «вседневное славословие» (различия в названиях обусловлены особенностями богослужебного употребления). Обе редакции Великого славословия представляют собой составные тексты; различия редакций, по большей части, сводятся к разному порядку следования составляющих Великое славословие разделов. В каждой из двух редакций присутствуют три основных раздела: первый открывает гимн словами «Слава в вышних» и продолжается до «Восхваляю имя Твое…»; второй начинается со слов «Господи, прибежище…» и заканчивается словами «Пробави Мать Твою…»; третий частично (в первой редакции Великого славословия) или полностью (во второй редакции Великого славословия) совпадает с молитвой «Сподоби, Господи». По содержанию Великое славословие одновременно и хвалебный гимн, и покаянная молитва. Его ядром является первый раздел; древнейшие тексты Великого славословия, относящиеся ко второй половине IV – началу V вв., могут содержать только его под именем «утреннего» или «ангельского» гимна. Этот раздел был переведён на все языки христианского мира (оригинальным считается греческий) и известен в нескольких версиях. Наиболее важными считаются греческие версии VII книги «Апостольских постановлений» (около 380 г.) и Александрийского кодекса Библии (середина V в.), а также поздние армянская и сирийская (точнее, восточно-сирийская) версии, восходящие, как принято считать, к V–VI вв. Утвердившийся в византийской традиции текст соответствует версии Александрийского кодекса. Первый раздел Великого славословия, в свою очередь, состоит из нескольких частей: а) ангельского славословия, воспетого при Рождестве Христовом (Лк. 2:14); б) общего прославления Бога; в) прославления Бога-Троицы; г) большого христологического раздела; д) заключительного подтверждения. Части а и б присутствуют во всех упомянутых четырёх древнейших версиях первого раздела Великого славословия; часть в – в трёх из них (кроме версии «Апостольских постановлений»); часть г совпадает только в версиях Александрийского кодекса и армянской, в то время как две другие версии дают отличные друг от друга тексты; часть д отсутствует в версии «Апостольских постановлений», а в сирийской версии существенно отличается от текста армянской версии и версии Александрийского кодекса. Разночтения в версиях указывают на бóльшую древность первой половины первого раздела Великого славословия (т.е. частей а, б, в) по сравнению со второй половиной. Нестабильность текста в памятниках IV–V вв. указывает на возникновение его около этого времени. Однако, по мнению некоторых исследователей, прототип Великого славословия мог появиться уже во II в. и сопоставим с раннехристианскими гимнами. Поскольку в Александрийском кодексе Великое славословие помещено среди библейских песней, появление и распространение гимна исследователи связывают именно с ними.

 



 
PR-CY.ru