VELATIO

VELATIO (от лат. velum – парус, завеса, плат) – латинский церковный обряд, который заключается в возложении на голову особого плата. Встречается в чинах посвящения дев и заключения брака. Во многих древних обществах покровение или, наоборот, обнажение головы имело религиозное или социальное значение; этому уделяется внимание и в Ветхом Завете (см., например: Исх. 28:40; Лев. 8:9; 10:6; 13:45; 21:10; 2 Цар. 15:30; Иер. 14:4; Иез. 24:23). Хотя вопрос о покровении головы ставился уже в ранней церкви (1 Кор. 11:5–10), в качестве особого обряда velatio отмечается в письменных памятниках только с IV в., когда он уже входил в римский чин посвящения дев. Присутствует он и в древнейших (IV–V вв.) из описаний западных чинов церковного благословения брака. Происхождение обряда исследователям неясно; они полагают, что он восходит к античному римскому обычаю в день бракосочетания возлагать на невесту flammeum – плат огненно-красного цвета, и тогда в брачном чине этот обряд является прямым заимствованием античного, а в чин посвящения дев он перешёл из брачной церемонии, когда дева уподобляется невесте Христа. Впрочем, исследователи не исключают и обратное – чин посвящения дев (который мог претерпеть влияние античного римского обряда посвящения служительниц при храмах) мог сам повлиять на брачное благословение. Возможность двоякой интерпретации обряда velatio позволяет исследователям, в частности, увидеть в древнейшем его изображении, сохранившемся в катакомбах Присциллы (III в.), как благословение брака, так и посвящение девы. В чине посвящения девы первоначально velatio было, как полагают исследователи, центральным обрядом. В письме 392 г. папы Сириция (384–399 гг.) епископам Галлии упоминается вручение епископом деве покрывала, напоминающего брачное. О покрывале пишет и папа Иннокентий I (401–417 гг.). Возложение покрова при посвящении дев совершалось не только в Риме – о velatio, сопровождавшемся епископским благословением, пишет Амвросий Медиоланский (другое раннее свидетельство о совершении обряда в практике Милана – эпитафия 409 г.). Молитвы римского чина посвящения дев сохранились в древнейших латинских Сакраментариях VI–VIII вв. – Веронском Сакраментарии, Геласия Сакраментарии и Григория Сакраментарии (многие из этих молитв сохраняются в католической практике до настоящего времени). В галликанских памятниках Каролингской эпохи появляются новые молитвы, а также формула при передаче плаща (traditio pallii) посвящаемой: «Accipe, puella, pallium» («Приими, дщерь, плащ»). В Романо-германском Понтификале X в. представлены подробные церемониалы посвящения девы, которая будет жить в миру (впоследствии этот обычай вышел из практики), и девы, которая будет жить в монастыре (посвящение происходило во время мессы, и обряд velatio являлся одной из составляющих чина). Следущий этап развития латинского чина посвящения дев отражён в Понтификале Гийома Дюрана XIII в.; практически в том же виде, что и в этом Понтификале, чин вошёл и в тридентский (т.е. вышедший после Тридентского собора) Понтификал, использовавшийся в католической церкви до 1960 гг.

 



 
PR-CY.ru